pr42.site



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Объявление

Рейтинг

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 38


ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 38

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 2 Права и свободы человека и гражданина
Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 38

1. Как известно, семья - ячейка общества, поэтому социальное здоровье общества определяется по защищенности семьи, прав детей. Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип был впервые закреплен в 1977 г. Подтверждение государственной политики в данной области в действующей Конституции РФ соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном социальном обществе семье, женщине-матери, детям. Существует немало гарантий, которые предлагает государство в защиту этих институтов. Это и программы социальной поддержки малоимущих, охрана здоровья, гарантированная Конституцией РФ, и т.д. Юридическая поддержка этих прав осуществляется законодательно. Семейный кодекс РФ регулирует условия создания семьи и расторжения брака, правовую защиту семьи от произвольного вмешательства, алиментные отношения, вопросы содержания и воспитания детей, оставшихся без родителей. Гарантии прав и свобод семьи лежат не только в отрасли семейного права - так, трудовое законодательство регулирует условия труда беременных женщин, несовершеннолетних.

2. Особая забота государства о материнстве и детстве также проявляется в ТК РФ, в котором отдельно предусмотрены особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязательствами. Для таких лиц предусматриваются различные гарантии и льготы. В частности, ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы. Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. Женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере. По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральным законом. Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. Запрещается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Для беременных женщин предусматривается защита от расторжения трудового договора по инициативе работодателя. В соответствии со статьей 261 ТК РФ такое расторжение договора беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации. В случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее заявлению продлить срок трудового договора до наступления у нее права на отпуск по беременности и родам.

3. Российское государство уделяет внимание обеспечению прав ребенка в РФ. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка" органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством РФ объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством РФ, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка. Родители ребенка (лица, их заменяющие) содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством РФ объема дееспособности ребенка. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка. Дети, находящиеся в соответствующем образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении, учреждении здравоохранения, учреждении социального обслуживания или ином учреждении, в котором осуществляются уход за ними, образовательный и воспитательный процессы, их защита или лечение, имеют право на периодическую оценку соответствия предоставляемых им услуг государственным минимальным социальным стандартам основных показателей качества жизни детей. Данная оценка проводится уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления на основании обращений детей и их законных представителей в порядке, установленном законодательством РФ. Должностные лица указанных учреждений обязаны устранить выявленные нарушения и информировать об этом соответствующий уполномоченный орган в сроки, предусмотренные соответствующими нормативными актами об оценке предоставляемых детям услуг в области образования, воспитания, лечения, социальных и иных услуг. Неисполнение должностными лицами предписаний об устранении нарушений влечет за собой административную ответственность.

4. Права и обязанности родителей подробно регулируются Семейным кодексом РФ. Статья 63 Кодекса предусматривает права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Статья 64 определяет права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей.

Забота о детях является не только правом, но и обязанностью родителей. Статья 156 УК РФ предусматривает, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, родители могут быть привлечены к уголовной ответственности.

5. Закон также обязывает детей заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются - содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности (статья 157 УК). Размер участия каждого из детей в содержании родителей определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно.

0

3

Статья 38

1. Защита материнства является одной из приоритетных задач нашего государства, особенно в последние годы, поскольку переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на формирование и развитие семьи - основной ячейки общества.

10 мая 2006 г. Президент в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации самой острой проблемой современной России назвал проблему демографии. Было отмечено, что ежегодно население Российской Федерации уменьшается на 700 тысяч человек. Одним из направлений решения этой проблемы глава государства назвал повышение рождаемости (РГ. 2006. 11 мая). Главная задача заключается в создании надлежащих условий и стимулов для роста рождаемости, в принятии эффективных программ поддержки материнства, детства, семьи.

В Послании предложены конкретные меры поддержки материнства и детства, семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. В частности, намечено повышение стоимости родовых сертификатов; увеличение размера пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет как для работающих, так и для не работавших до рождения ребенка женщин; введение компенсации затрат родителей на дошкольное воспитание; увеличение выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также заработной платы приемному родителю; разработка программы создания в стране сети современных перинатальных центров и обеспечения роддомов необходимым оборудованием, специальным транспортом и другой техникой.

Дополнительные меры социальной поддержки, по мнению Президента, должны быть предоставлены женщине, родившей второго ребенка.

Во исполнение намеченных задач был принят ФЗ от 29 декабря 2006 г. "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (РГ. 2006. 31 декабря), который определяет порядок предоставления и использования материнского (семейного) капитала.

Право на дополнительные меры государственной поддержки (семейный капитал) приобретают женщины, родившие (усыновившие) второго, третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., а также мужчины, являющиеся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.

Материнский (семейный) капитал может быть использован для:

- улучшения жилищных условий;

- получения образования ребенком (детьми);

- формирования накопительной части трудовой пенсии для женщины.

В охране материнства важная роль принадлежит трудовому законодательству и законодательству о социальной защите населения. Так, в Трудовом кодексе содержится глава 41, посвященная регламентации труда женщин. Среди норм этой главы особо следует выделить ст. 253, ограничивающую применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (кроме нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Перечень таких работ утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162 (СЗ РФ. 2000. N 10. ст. 1130).

В этой же статье запрещено применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105 (САПП РФ. 1993. N 7. ст. 566).

Повышенные гарантии предоставляются беременным женщинам. Они приобретают право на перевод на другую (более легкую) работу, на снижение норм выработки (ст. 254 ТК), им предоставляется отпуск по беременности и родам (ст. 255 ТК). По желанию женщины перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя (ст. 260 ТК).

Согласно ст. 259 ТК, не допускается привлечение беременных женщин к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также направление их в командировки.

Законодатель предусматривает специальные меры защиты беременных женщин при приеме на работу и расторжении трудового договора. Так, статья 64 ТК запрещает отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей, а статья 261 ТК устанавливает запрет расторжения трудового договора с беременными женщинами по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

В целях создания благоприятных условий для воспитания детей, ухода за больными членами семьи трудовое законодательство предусматривает ряд гарантий для женщин и других работников с семейными обязанностями (отцов, родителей детей-инвалидов, опекунов и попечителей несовершеннолетних и др.). К таким гарантиям надо отнести: ограничение привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также направление в командировки (ст. 259 ТК); предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (ст. 256 ТК); перевод на другую работу женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет (ст. 254 ТК); ограничения увольнения лиц с семейными обязанностями по инициативе работодателя (ст. 261 ТК) и др.

В рамках системы социальной защиты беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, им предоставляются: пособия по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет. Условия, порядок назначения и выплаты перечисленных пособий установлены в ФЗ от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 883, с послед. изм. и доп. (СЗ РФ. 1995. N 21. ст. 1929; N 35. ст. 3628).

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация (см. Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы, М., 1993, Вып. Второй. С. 274). Ребенком, согласно ст. 1 Конвенции, является лицо, не достигшее 19-летнего возраста, если по национальному законодательству оно не достигает совершеннолетия ранее. Специальная охрана и забота, включающая правовую защиту, обеспечиваемые государством и родителями (лицами, их заменяющими), обусловлены тем, что ребенок пребывает в состоянии физической и умственной незрелости. В ст. 27 этой Конвенции закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государством также должно обеспечиваться в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6).

Учитывая глобальное значение для человечества проблемы создания условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, 30 сентября 1990 г. на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Дипломатический вестник. 1992. N 6. С. 10-13). Россия подписала указанную Декларацию 31 января 1992 г. и тем самым приняла на себя обязательства по улучшению здоровья и питания детей, оказанию поддержки детям - инвалидам, а также детям, находящимся в крайне трудных условиях; по обеспечению равного отношения к девочкам и мальчикам, созданию девочкам равных возможностей в получении базового образования и др.

В соответствии с Декларацией всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие. Они должны быть подготовлены к естественной жизни в свободном обществе.

В период становления гражданского общества наряду с решением политических и экономических задач требуются кардинальные изменения положения человека в системе социальных и нравственных отношений. В первую очередь это касается семьи как естественной сферы жизни человека. В России, по данным официальной статистики, 90 процентов граждан проживают в составе семьи. В ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах говорится, что "семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по свободному согласию вступающих в брак". В ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах содержатся положения о том, что за мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью; ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в него; государством должны быть приняты надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении, включая необходимую защиту детей.

Названные международно-правовые нормы по сути воспроизведены и развиты в Семейном кодексе. Так, статья 1 этого Кодекса провозглашает, что: семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства; признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния; запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. При этом особо подчеркивается, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В СК прослеживается отчетливое стремление законодателя провести такую правовую регламентацию семейных отношений, которая сводила бы вмешательство государства в эту глубоко личную сферу до разумного минимума. Главный акцент сделан на надлежащей охране и защите прав и интересов семьи, в первую очередь детей; расширении сферы договорного регулирования; применении норм гражданского законодательства к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, если это не противоречит существу семейных отношений; допустимости в соответствующих случаях использования аналогии закона и аналогии права.

2. Одним из главных предназначений семьи является создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей. Как указано в п. 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., интересы ребенка являются предметом заботы прежде всего его родителей. В ст. 54 СК установлено, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В этой же статье прямо указывается, что ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При утрате родительского попечения по разным причинам воспитание ребенка и забота о нем осуществляются органами опеки и попечительства.

Осознание российским законодателем воспитания ребенка в семье как непреходящей общечеловеческой ценности обусловило необходимость решения этого вопроса для тех детей, у которых подлинная семья отсутствует. СК содержит гл. 21, определяющую правовое положение приемной семьи, приемных родителей и правила содержания ребенка в такой семье.

СК исходит из равенства прав и обязанностей родителей. Реализация родительских прав, как правило, прекращается по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак. Нужно подчеркнуть, что Кодекс впервые закрепил права несовершеннолетних родителей, число которых в последние годы существенно возросло. В нем достаточно подробно раскрываются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей и по защите прав и интересов детей. Воспитание детей есть одновременно право и обязанность родителей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. При этом они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей и обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители, по общему правилу, являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Важным представляется концептуальное положение СК о неразрывной связи прав и обязанностей родителей с правами несовершеннолетних детей, которые впервые в нашей стране изложены так развернуто. Неслучайно поэтому в ст. 65 закреплен принцип, согласно которому родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, так как обеспечение интересов детей - предмет основной заботы их родителей. В этой же статье провозглашен принцип, в соответствии с которым способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Если факты такого воспитания имеют место, то это является одним из законных оснований для лишения родителей родительских прав.

Труднодостижимой на практике, однако имеющей принципиальное значение в деле формирования человека будущего является норма этой статьи, устанавливающая решение родителями всех вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Гарантией нормального воспитания ребенка являются положения ст. 66 и 67 СК, закрепивших осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников. Интересам ребенка и защите родительских прав служит и норма ст. 68 о том, что родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. В случае возникновения спора родители за защитой своих прав могут обратиться в суд, который вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.

Важной формой проявления заботы родителей является их обязанность по содержанию несовершеннолетних детей. При этом порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

3. Положение ч. 3 комментируемой статьи затрагивает прежде всего морально-этические устои общества. О духовном состоянии общества и восприятии его членами идей гуманизма и справедливости можно судить по его отношению к потребностям лиц преклонного возраста и инвалидов. Забота совершеннолетних трудоспособных детей о своих родителях - одна из граней усвоения этих общечеловеческих ценностей и проявление преемственности поколений. Нормально функционирующее общество - это общество, в котором происходит органичная смена заботы родителей о детях на заботу совершеннолетних детей о своих родителях. При этом естественно, что забота взрослых детей о родителях не может сводиться лишь к оказанию им материальной поддержки. Зачастую доброе, участливое отношение детей к своим родителям, моральная поддержка их в трудных жизненных ситуациях, в случае болезни, при уходе на пенсию означают для них больше, чем материальная помощь.

Естественно, что область этих отношений относится к глубоко личностным отношениям и зависит от чувства долга повзрослевших детей, их человеческих качеств, воспитания и других нравственных установок, воспринятых ими с детства. Реальность, однако, такова, что нормы морали, которыми преимущественно регулируются отношения между родителями и взрослыми детьми, во многих случаях последними игнорируются. Поэтому государство не только устанавливает конституционную обязанность взрослых трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, но и конкретизирует ее в СК. В частности, если такие дети не оказывают родителям материальной помощи в силу своего сыновнего или дочернего долга либо дети и родители не пришли к соглашению об уплате алиментов на содержание нетрудоспособных родителей, то они взыскиваются с совершеннолетних детей в судебном порядке. При этом размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

Трудоспособные совершеннолетние дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей, в том числе были лишены родительских прав (ст. 87).

0

4

Статья 38

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит положение о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В статье 72 сказано, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 2 ст. 7 Конституции РФ обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей не только являются частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение.

В данной норме не выделен институт отцовства (в отличие от ч. 2 ст. 7 и ст. 72 Конституции РФ), в силу, как представляется, особой значимости защиты института материнства, незаменимости, особенно в начальный период детства, матери для нормального развития ребенка. Семейное законодательство, опираясь на Конституцию РФ, в ч. 1 ст. 1, объединяя отцовство, материнство, детство и семью в одну статью, говорит, что все они находятся под защитой государства. И это не случайно, ведь термины "материнство" и "отцовство", как и "детство", неотделимы от понятия семьи, поэтому рассматривать их необходимо в контексте единого института "защиты семьи, материнства, отцовства и детства".

Детство - это период возрастного развития от рождения до 18 лет либо иного возраста, с которым закон связывает дееспособность в гражданско-правовом смысле. Материнство - реализованная способность женщины к рождению, вскармливанию и воспитанию детей*(164). Отцовство - кровное родство между отцом и его ребенком (детьми)*(165). Семья - это социальный институт и одновременно общественный механизм репродукции человека. Понятием "семья" охватываются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, старшими и младшими в семейной иерархии и основанная на указанных отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью*(166).

Терминологически защита семьи, материнства, отцовства и детства понимается в нескольких значениях. Во-первых, это отношение к ним как к ценности, во-вторых, создание необходимых условий для развития семьи, материнства*(167), отцовства и детства, в-третьих, охрана в случае нарушения их прав и законных интересов. Термин защиты семьи, материнства, отцовства и детства имеет двоякое значение. С одной стороны, он включает предусмотренные меры, которые направлены на охрану прав и законных интересов, с другой стороны, может рассматриваться в узком смысле слова - как реакция на какое-либо правонарушение, требующее защиты, например, в судебном или административном порядке*(168).

Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики, цель которой - обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Семья в комментируемой статье находится на третьем месте, в отличие от п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 (в ред. от 5 октября 2002 г.) были утверждены Основные направления государственной семейной политики, в которых сформулированы отношение государства к семье и пути разрешения проблем семьи и детства. Она исходит из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека, понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, из необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества, из учета потребности судом.

Защита материнства - одна из приоритетных задач российского государства. В настоящее время женщины особенно остро нуждаются в поддержке государства. Это обусловлено социально-экономическими проблемами, которые оказали негативное влияние на многие аспекты развития семьи, материнства и детства. Одной из важнейших задач государства является правовая защита материнства от неблагоприятных воздействий, максимальное сохранение физического и психического здоровья матери и ребенка.

Предметом особой заботы и защиты государства, общества, законодательства, помимо материнства, является детство. Особенность положения ребенка в семье и за ее пределами заключается в его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью. Традиционно охрана, защита, а также в известной мере реализация прав, интересов ребенка, как личных, так и имущественных, возлагается на родителей либо на лиц, их заменяющих*(169).

В связи с тем что дети являются одной из самых незащищенных групп населения, следует оказывать внимание ребенку и как личности, и как члену общества, наделенному определенными правами. В статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод сказано, что государства - члены совета Европы обязуются "обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры"*(170). Следовательно, забота государства в сфере обеспечения благополучия ребенка в данном документе первична, а реализация прав и обязанностей родителей "принимается во внимание". В российском законодательстве обеспечение прав и свобод детей, защита их законных интересов является прерогативой родителей и лишь в случае недобросовестности последних, выразившейся в неисполнении данных обязательств либо злоупотреблении ими, государство берет на себя ответственность за замещение родительских функций.

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен и в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация. К базовым законам, закрепляющим права детей в России, относятся Конституция РФ, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"*(171) и Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"*(172). Их объединяет общая цель, состоящая в укреплении правовых предпосылок защиты прав ребенка.

2. Право родителей на воспитание ребенка объявляется законом и как их обязанность (ст. 63 СК РФ). Таким образом, в законодательном порядке отражены два аспекта воспитания детей: частноправовой, поскольку оно является одной из личных потребностей человека, и публично-правовой, так как общество заинтересовано в качественном воспитании детей и ему не безразлично, каких членов общества "продуцирует" семья*(173).

Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвалиды I и III групп, лица пенсионного возраста). Семья, как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи*(174). Семейный кодекс РФ предусматривает приоритетную защиту нетрудоспособных членов семьи, а также содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст. 87, 89, 90, 93-98).

3. Часть 3 комментируемой статьи обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ч. 1 ст. 87 СК РФ); аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95 СК РФ) и т.д. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают, то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке (ч. 2 ст. 87 СК РФ и др.).

Нетрудоспособность родителей означает достижение ими пенсионного возраста либо наличие инвалидности. Нуждаемость родителей в помощи со стороны детей возникает, когда их собственных средств не хватает для поддержания своего материального состояния на уровне прожиточного минимума.

При взыскании алиментов в пользу нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей обязателен учет материального, семейного положения как родителей, так и детей, а также любых других заслуживающих внимания интересов сторон. Определяя размер алиментов, подлежащих уплате в пользу родителей, суд обязан установить источники дохода каждой из сторон, выяснить наличие иждивенцев, других лиц, которых обязаны содержать алиментнообязанные лица, и пр.

0

5

Статья 38

     1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
     2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
     3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных
родителях.

     Комментарий к статье 38

     1. Материнство есть способность женщин к выполнению важнейшей биологической
и социальной функции - воспроизводству потомства, продолжению человеческого
рода. Защита материнства является одной из приоритетных задач нашего государства,
особенно в последние годы, поскольку переход к рыночной экономике и обусловленные
им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на многие аспекты
семьи, материнства и детства. В структуре населения Российской Федерации по
официальной статистике из 148,3 млн. человек женщины составляют более 53 процентов.
Среди них большая часть - 36 млн., или 45,7 процента от числа женского населения,
находится в детородном (репродуктивном) возрасте (15-49 лет). Социальная политика
Российского государства в этой области базируется на концепции безопасного
материнства, сформулированной в ряде резолюций Всемирной Организации Здравоохранения,
принятых в 80-е годы. В этих документах безопасное материнство определяется
как совокупность социально-экономических, правовых и медицинских мероприятий,
способствующих рождению желанных детей в оптимальные возрастные периоды без
отрицательного влияния на здоровье женщин, сохраняющих их жизнь, предупреждающих
инвалидность, обеспечивающих воспитание рожденных детей, сочетание материнства,
домашних обязанностей и трудовой деятельности.
     Несмотря на то что в нашей стране много делается для воплощения в жизнь
перечисленной системы мероприятий, реальное положение дел с учетом перемен,
происходящих в обществе, весьма далеко от благополучного. Так, ухудшение структуры
питания населения в связи с ростом цен, достаточно низким уровнем заработной
платы (доходов) привело к тому, что прежде всего у примерно 60% беременных
женщин отмечаются дефициты жизненно важных витаминов и кислот. Неудовлетворительное
состояние питания обусловливает высокий уровень заболеваемости как самих беременных,
так и новорожденных детей.
     На здоровье женщин существенно влияют далеко небезопасные условия труда.
По данным Госкомстата Российской Федерации, в неблагоприятных условиях работают
3,6 млн. женщин, из них 285 тыс. трудятся в особо тяжелых и вредных условиях.
Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи
женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность. Ее показатель
в Российской Федерации в последние годы не имеет тенденции к снижению и почти
в 2,5 раза превышает среднеевропейский уровень. Существующая служба охраны
здоровья женщин не в состоянии обеспечить высокий, качественный уровень медицинской,
включая акушерско-гинекологическую, помощи беременным женщинам.
     Эти и другие проблемы обусловили необходимость разработки и принятия
Федеральной целевой программы "Безопасное материнство" на 1995-1997 гг., утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N
1173 (СЗ РФ, 1994, N 28, ст. 2990). Эта программа предусматривает комплекс
мер государственной поддержки безопасного материнства. При этом затраты на
ее осуществление составят около 105 млрд. рублей.
     В охране материнства важная роль принадлежит законодательству о труде
и законодательству о социальной защите населения. Так, в КЗоТ Российской Федерации
содержится гл. XI, посвященная регламентации труда женщин. Среди норм этой
главы особо следует выделить норму ст. 160, запрещающую применять труд женщин
на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных
работах (кроме нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию)
согласно утвержденному списку работ (постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС
от 25 июля 1978 г. - СП СССР, 1978, N 11, ст. 74). В этой же статье запрещена
переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающих установленные для
них предельные нормы (см.: постановление Совета Министров - Правительства
Российской Федерации от 6 февраля 1993 г. N 105 "О новых нормах предельно
допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную"
- САПП, 1993, N 7, ст. 566).
     Согласно ст. 162 не допускается привлечение к работам в ночное время,
сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также направление в командировки
беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. В ст. 163
ограничивается применение сверхурочных работ и направление в командировки
женщин, имеющих детей старше указанного возраста. В частности, не могут привлекаться
к сверхурочным работам или направляться в командировку без их согласия женщины,
имеющие детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов - до 16 лет).
     В соответствии с медицинским заключением беременные женщины переводятся
на другую, более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных
факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе или им снижаются
нормы выработки и нормы обслуживания. До решения вопроса о предоставлении
беременной женщине другой указанной работы она подлежит освобождению от работы
с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие
дни за счет предприятия, учреждения, организации (ст. 164).
     Важные гарантии установлены в ст. 170 КЗоТ. Так, запрещается отказывать
женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным
с беременностью или наличием детей. Отказ в приеме на работу таких женщин
может быть обжалован в суд. Кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения,
организации увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте
до трех лет (одиноких матерей - при наличии у них ребенка в возрасте до 14
лет или ребенка-инвалида - до 16 лет), по инициативе работодателя не допускается.
     В рамках системы социальной защиты беременных женщин и женщин, имеющих
малолетних детей, им предоставляются: пособия по беременности и родам; единовременное
пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки
беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие
по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет. Условия, порядок
назначения и выплаты перечисленных пособий установлены в Федеральном законе
от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и
в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам,
имеющим детей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации
от 4 сентября 1995 г. N 883 с последующими изменениями и дополнениями (СЗ
РФ, 1995, N 21, ст. 1929 и N 35, ст. 3628).
     Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства
закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН
20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская
Федерация (Международное сотрудничество в области прав человека. Документы
и материалы, М., 1993, Вып. второй, с. 274). Ребенком, согласно ст. 1 Конвенции,
является лицо, не достигшее 19-летнего возраста, если по национальному законодательству
оно не достигает совершеннолетия ранее. Специальная охрана и забота, включающая
правовую защиту, обеспечиваемые государством и родителями (лицами, их заменяющими),
обусловлена тем, что ребенок пребывает в состоянии физической и умственной
незрелости. В ст. 27 этой Конвенции закреплено право каждого ребенка на уровень
жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного
и социального развития ребенка. Государством также должно обеспечиваться в
максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6).
     Учитывая глобальное значение для человечества проблемы создания условий
для нормального развития и жизнедеятельности детей, 30 сентября 1990 г. на
45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всемирная декларация об
обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг. (Официальный отчет
45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 1990, N 625/А-45/625. Приложение).
     90-е годы в России совпали с периодом коренных социально-экономических
преобразований и реформ. На начало 1995 г. число детей в России составляло
по данным официальной статистики 38,8 млн. человек или 26,2% всего населения.
На этот же период проблемы детей в России достигли предельной остроты и их
безотлагательное решение стало жизненно необходимым. Так, смертность детей
в возрасте до 5 лет на начало 1995 г. в несколько раз превышала соответствующий
показатель развитых зарубежных стран и составляла 23 промилле на тысячу новорожденных.
Резко ухудшилась структура питания детей. Как правило, в число граждан, имеющих
доходы ниже прожиточного минимума, прежде всего попадают семьи с малолетними
детьми, молодые семьи, многодетные и неполные семьи. Спад производства привел
к тому, что потребность в специальных продуктах детского питания удовлетворяется
по разным его видам всего на 3,5-13,7 процента. В стране отмечается устойчивый
рост заболеваемости детей почти по всем основным группам болезней. Только
за 1994 г. число детей-инвалидов выросло почти на 16 процентов и составило
на 1 января 1995 г. 399 тыс. человек. Значительно возросло социальное сиротство,
в том числе и так называемое скрытое, вызванное неблагоприятными условиями
жизни многих семей и падением в них нравственных устоев. Следствием названных
факторов стало изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их
из семей и появления огромного количества беспризорных детей и подростков.
Фактически беспризорность грозит приблизиться к уровню 20-х гг. (подробнее
см.: Государственный доклад "О положении детей в Российской Федерации. 1994
год", который ежегодно готовится Министерством социальной защиты населения
Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 23 августа 1993 г. N 848 "О реализации Конвенции ООН о правах
ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития
детей" - Отдельное издание. М., 1995; САПП, 1993, N 35, ст. 3318).
     Для коренного изменения положения детей в России принят ряд программных
нормативных актов. Так, 18 августа 1994 г. Указом Президента Российской Федерации
N 1696 была утверждена Федеральная программа "Дети России" в качестве президентской
программы, включающей следующие целевые программы: "Дети-инвалиды", "Дети-сироты",
"Дети Севера", "Дети Чернобыля", "Планирование семьи" и "Развитие индустрии
детского питания в РСФСР на 1991-1995 годы" (СЗ РФ, 1994, N 17, ст. 1955).
Указом Президента от 19 февраля 1996 г. N 210 действие этой программы было
продлено на 1996-1997 гг. Этим же Указом в нее был включен ряд федеральных
целевых программ, например такие, как "Одаренные дети", "Дети семей беженцев
и вынужденных переселенцев" (СЗ РФ, 1996, 9, с. 799). Общие затраты из федерального
бюджета на реализацию названной программы составят 1679,51 млрд. рублей. Предполагается,
что реализация предусмотренных в президентской программе "Дети России" мероприятий
позволит существенно улучшить ситуацию в отношении детей и будет способствовать
выполнению Россией взятых на себя обязательств по Всемирной декларации об
обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.
     Кроме того, в России принят Национальный план действий в интересах детей
до 2000 года, в котором определены основные направления государственной социальной
политики по улучшению положения детей в России (СЗ РФ, 1996, N 3, ст. 195).
     В период становления гражданского правового общества наряду с решением
политических и экономических задач требуются кардинальные изменения положения
человека в системе социальных и нравственных отношений. В первую очередь это
касается семьи как естественной сферы жизни человека. В России, по данным
официальной статистики, 90 процентов граждан проживают в составе семьи. В
ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
1966 г. говорится, что "семье, являющейся естественной и основной ячейкой
общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь,
в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота
о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по свободному
согласию вступающих в брак". В ст. 23 Международного пакта о гражданских и
политических правах 1966 г. содержатся положения о том, что за мужчинами и
женщинами, достигшими брачного возраста, признается право на вступление в
брак и право основывать семью; ни один брак не может быть заключен без свободного
и полного согласия вступающих в него; государством должны быть приняты надлежащие
меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления
в брак, во время состояния в браке и при его расторжении, включая необходимую
защиту детей.
     Названные международно-правовые нормы по сути воспроизведены и развиты
в Семейном кодексе Российской Федерации, принятом Государственной Думой 8
декабря 1995 г. (СЗ РФ, 1996, N 1, ст.16). Так, ст. 1 этого кодекса провозглашает:
что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся
под защитой государства; что признается только брак, заключенный в органах
записи актов гражданского состояния; что запрещаются любые формы ограничения
прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной,
расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. При этом особо
подчеркивается, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии
с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав
супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию,
приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии,
обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных
членов семьи.
     Принятие нового СК РФ было обусловлено и тем, что применение прежнего
законодательства выявило целый ряд недостатков и противоречивых положений,
снижавших уровень охраны семьи. В их числе следует назвать: несоответствие
уровня правового регулирования, установленного Конституцией и Федеративным
договором, компетенции субъектов федерации в данной области; недостаточный
учет в нормах положений международно-правовых актов о правах ребенка; несоответствие,
в частности, норм об алиментах на детей реалиям и потребностям сегодняшнего
дня; большое количество императивных норм, исключавших какие-либо соглашения
между членами семьи; наличие значительного числа чисто декларативных положений
в области родительских прав и обязанностей, прав детей, необеспеченных или
недостаточно обеспеченных правовыми гарантиями. В СК 1995 г. прослеживается
отчетливое стремление законодателя провести такую правовую регламентацию семейных
отношений, которая сводила бы вмешательство государства в эту глубоко личную
сферу до разумного минимума. Главный акцент сделан на надлежащей охране и
защите прав и интересов семьи, в первую очередь детей, расширении сферы договорного
регулирования, применении норм гражданского законодательства к имущественным
и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным
семейным законодательством, если это не противоречит существу семейных отношений;
допустимости в соответствующих случаях использования аналогии закона и аналогии
права.

     2. Одним из главных назначений семьи является создание условий для нормального
развития и надлежащего воспитания детей. Как записано в п. 1 ст. 18 Конвенции
ООН о правах ребенка 1989 г., интересы ребенка являются предметом заботы,
прежде всего, его родителей. В ст. 54 СК 1995 г. установлено, что каждый ребенок
имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать
своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание,
за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В этой же статье
прямо указывается, что ребенок имеет права на воспитание своими родителями,
обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого
достоинства. При утрате родительского попечения по разным причинам воспитание
ребенка и забота о нем осуществляется органами опеки и попечительства.
     Осознание российским законодателем воспитания ребенка в семье как непреходящей
общечеловеческой ценности обусловило необходимость решения этого вопроса для
тех детей, у которых подлинная семья отсутствует. Новый СК содержит гл. 21,
регулирующую различные аспекты приемной семьи, приемных родителей и содержания
ребенка в такой семье.
     Семейный кодекс исходит из равенства прав и обязанностей родителей. Реализация
родительских прав, как правило, прекращается по достижении детьми возраста
18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей
в брак. Нужно подчеркнуть, что новеллой названного Кодекса является закрепление
в нем прав несовершеннолетних родителей, число которых в последние годы существенно
возросло.
     В этом же Кодексе достаточно подробно раскрываются права и обязанности
родителей по воспитанию и образованию детей и по защите прав и интересов детей.
В теоретическом плане воспитание детей есть одновременно и право, и обязанность.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми
другими лицами. При этом они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом,
духовном и нравственном развитии своих детей и обеспечить получение детьми
основного общего образования.
     Родители, по общему правилу, являются законными представителями своих
детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми юридическими
и физическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.
     Важным представляется и то положение названного Кодекса, что права и
обязанности родителей даются в тесной увязке с правами несовершеннолетних
детей, которые впервые в нашей стране изложены так развернуто. Не случайно
поэтому в ст. 65 закреплен принцип, согласно которому родительские права не
могут осуществляться в противоречии с интересами детей, так как обеспечение
интересов детей - предмет основной заботы их родителей. В этой же статье провозглашен
принцип, в соответствии с которым способы воспитания детей должны исключать
пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение,
оскорбление или эксплуатацию детей. Если факты такого воспитания имеют место,
то это является одним из законных оснований для лишения родителей родительских
прав.
     Трудно достижимой на практике, однако имеющей принципиальное значение
в деле формирования человека будущего, является норма этой статьи, устанавливающая
решение родителями всех вопросов, касающихся воспитания и образования детей,
по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
Гарантией нормального воспитания ребенка являются положения ст. 66 и 67 Семейного
кодекса, закрепивших осуществление родительских прав родителем, проживающим
отдельно от ребенка, и право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев,
сестер и других родственников. Интересам ребенка и защите родительских прав
служит и норма ст. 68 о том, что родители вправе требовать возврата ребенка
от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного
решения. В случае возникновения спора родители за защитой своих прав могут
обратиться в суд, который вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении
иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает
интересам ребенка.
     Важной формой проявления заботы родителей является их обязанность по
содержанию несовершеннолетних детей. При этом порядок и форма предоставления
содержания несовершеннолетним детям определяется родителями самостоятельно.
Новеллой СК РФ следует признать то обстоятельство, что родители вправе заключать
соглашение об уплате алиментов, удостоверенное нотариально. При неисполнении
одним из родителей обязанности по содержанию детей алименты взыскиваются в
судебном порядке.

     3. Положение ч. 3 комментируемой статьи затрагивает прежде всего морально-этические
устои общества. О духовном состоянии общества и восприятии его членами идей
гуманизма и справедливости можно судить по его отношению к потребностям лиц
преклонного возраста и инвалидов. Забота совершеннолетних трудоспособных детей
о своих родителях - одна из граней усвоения этих общечеловеческих ценностей
и проявление преемственности поколений. Нормально функционирующее общество
- это общество, в котором происходит органичная смена заботы родителей о детях
на заботу совершеннолетних детей о своих родителях. При этом естественно,
что забота взрослых детей о родителях не может сводиться лишь к оказанию им
материальной поддержки. Зачастую доброе, участливое отношение детей к своим
родителям, моральная поддержка их в трудных жизненных ситуациях, в случае
болезни, при уходе на пенсию означают для них больше, чем материальная помощь.
     Естественно, что область этих отношений относится к глубоко личностным
отношениям и зависит от чувства долга повзрослевших детей, их человеческих
качеств, воспитания и других нравственных установок, воспринятых ими с детства.
Реальность, однако, такова, что нормы морали, которыми преимущественно регулируются
отношения между родителями и взрослыми детьми, во многих случаях последними
игнорируются. Поэтому государство не только устанавливает конституционную
обязанность взрослых трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях,
но и конкретизирует ее в СК РФ. В частности, если такие дети не оказывают
родителям материальной помощи в силу своего сыновьего или дочернего долга
либо дети и родители не пришли к соглашению об уплате алиментов на содержание
нетрудоспособных родителей, то они взыскиваются с совершеннолетних детей в
судебном порядке. При этом размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей,
определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей
и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной
сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
     Трудоспособные совершеннолетние дети могут быть освобождены от обязанности
по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если
судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских
обязанностей, в том числе были лишены родительских прав (ст. 87).

0

6

Статья 38

     1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
     2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
     3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных
родителях.

     Комментарий к статье 38

     Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный
принцип была впервые закреплена в 1977 г. Подтверждение государственной политики
в данной области в новом Основном Законе Российской Федерации соответствует
международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том
значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери,
детям.
     Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический
характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер
по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи,
ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.
     И хотя средства и способы такой защиты в последние годы постоянно расширялись,
необходимо их дальнейшее совершенствование, причем особое место должны занимать
правовые средства. Конституционный принцип защиты материнства и детства, семьи
находит свое конкретное выражение и развитие в законодательстве Российской
Федерации и ее субъектов: об охране здоровья, о труде и охране труда, о социальном
обеспечении, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.
     Законодательство об охране здоровья граждан закрепляет право каждой женщины
самой решать вопрос о материнстве. Оно обеспечивается предоставлением ей возможности:
     - получить бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, пройти
медико-генетические обследования с целью предупреждения наследственных заболеваний
у потомства;
     - произвести искусственное прерывание беременности при различных сроках
беременности в зависимости от показаний, добровольную медицинскую стерилизацию
при достижении 35- летнего возраста или наличии не менее двух детей (независимо
от этих условий - по медицинским показаниям), искусственное оплодотворение
или имплантацию эмбриона;
     - воспользоваться в период беременности, во время и после родов бесплатной
специализированной медицинской помощью;
     - получить во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные
отпуска: по беременности и родам, по уходу за ребенком.
     Отпуск по беременности и родам - 70 календарных дней до родов и 70 календарных
дней после родов (при осложненных родах - 86, а при рождении двух и более
детей - 110) - предоставляется и оплачивается женщине полностью (в размере
полного заработка) независимо от числа дней, фактически использованных до
родов. Женщине, вставшей на учет в женской консультации до 12 недель беременности,
одновременно с пособием по беременности и родам выплачивается дополнительное
пособие в размере 50% минимальной оплаты труда. При рождении ребенка женщина
имеет также право на получение единовременного пособия в размере пяти минимальных
окладов.
     Отпуска по уходу за ребенком (частично оплачиваемый отпуск до достижения
ребенком полутора лет и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы
до достижения ребенком трехлетнего возраста) предоставляются женщине по ее
заявлению с выплатой социальных пособий и компенсаций (см. комментарий к ст.
39). По усмотрению семьи такие отпуска могут быть использованы (полностью
или по частям) не только матерью, но и другими членами семьи.
     Законодательством о труде и охране труда предусматривается также комплекс
мер, обеспечивающих особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных
условий труда, отвечающих их физиологическим особенностям. Они включают:
     - повышенные гарантии в связи с материнством при приеме на работу и увольнении,
Так, запрещено отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную
плату по мотивам, связанным с беременностью и наличием детей. Беременным женщинам,
имеющим ребенка до трех лет, а одиноким матерям - ребенка до 14 лет (ребенка-инвалида
- до 16 лет), причины отказа должны быть сообщены в письменной форме. Отказ
может быть обжалован в суд. Не допускается также увольнение указанных категорий
женщин по инициативе администрации за исключением случаев полной ликвидации
предприятия и при условии обязательного их трудоустройства;
     - специальные правила по охране труда и здоровья женщин: запрещение их
труда (выделяя особо женщин детородного возраста) на тяжелых работах и работах
с вредными или опасными условиями труда; установление предельно допустимых
нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей вручную; введение режимов, ограничивающих
труд беременных и женщин, имеющих детей, на работах в ночное время, на сверхурочных
работах и работах в выходные дни, направление их в командировки; рациональное
трудоустройство беременных, высвобождение и перевод их на более легкие работы
или облегчение их труда.
     Закон устанавливает дополнительные гарантии, позволяющие женщинам сочетать
труд с материнством:
     - использование труда женщин, имеющих детей, на работе с неполным рабочим
днем или неполной рабочей неделей; по желанию женщин, имеющих детей до 14
лет (детей-инвалидов - до 16 лет), администрация обязана установить им такой
режим работы по скользящему (гибкому) графику, на дому;
     - предоставление одному из родителей (лицам, их заменяющим) 4 дополнительных
оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами, а также
ежегодно двухнедельного отпуска без сохранения заработной платы женщинам,
имеющим двух и более детей до 12-летнего возраста.
     Трудовые льготы и гарантии, предоставляемые женщине в связи с материнством,
распространены законом на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на
опекунов (попечителей) несовершеннолетних.
     Защита материнства и детства, семьи обеспечивается также повышением уровня
специализированной медицинской помощи матери и ребенку, развитием системы
дошкольных учреждений, предоставлением льгот и компенсаций многодетным малообеспеченным
семьям, семьям, воспитывающим детей-инвалидов, приемным семьям, выплатой социальных
пособий семьям с детьми (см. также комментарий к ст. 39).
     Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью,
занимают нормы семейного законодательства, направленные на ее укрепление,
обеспечение равенства прав женщин и мужчин во всех семейных отношениях, всемерную
охрану интересов матери и ребенка. В настоящее время идет работа по его обновлению
в соответствии с Конституцией.
     Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством
право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается, в первую очередь,
предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются
обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч. 2 ст. 38. При этом особо
подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на
общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст.
19).
     Равенство прав и обязанностей родителей обеспечивается нормами законодательства
о браке и семье. КоБС устанавливает, что отец и мать имеют равные права и
обязанности в отношении своих детей. Каждый из них до достижения детьми совершеннолетия,
т. е. до 18 лет, имеет право и обязан воспитывать детей, заботиться об их
здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, обучении и материальном
обеспечении. Родители должны готовить своих детей к общественно полезному
труду, растить достойными членами общества. Они являются законными представителями
детей и вправе выступать в их защиту во всех учреждениях, в том числе в суде,
без особого полномочия.
     Расторжение брака родителей (или их раздельное проживание) не влияет
на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только вправе,
но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой не вправе ему в
этом препятствовать. Все вопросы воспитания ребенка (в браке и при его расторжении)
решаются отцом и матерью совместно. В случае спора они разрешаются органом
опеки и попечительства или судом.
     Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами
детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или не выполняющие своих
родительских обязанностей, не только не могут рассчитывать на защиту этих
прав, но могут быть по суду в них ограничены или полностью их лишены.
     Совершеннолетние дети, в свою очередь, должны заботиться о своих нетрудоспособных
родителях. Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном
законодательстве обязанности взрослых детей по отношению к своим родителям.
     Закон обязывает детей заботиться о своих родителях и оказывать им помощь,
а если они нетрудоспособны и нуждаются - содержать их. При отказе в материальном
обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с детей
по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены
к уголовной ответственности. Размер участия каждого из детей в содержании
родителей определяется судом исходя из материального и семейного положения
родителей и детей в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно.
     В отличие от обязанности содержать родителей суд не может принудительно
заставить взрослых детей проявлять к ним внимание. Правовым последствием пренебрежения
детей своим долгом является возможность взыскания с них сверх алиментов дополнительных
денежных сумм, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих за ними уход.
     Не могут рассчитывать на защиту закона родители, лишенные родительских
прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей.

0

7

На сегодняшний день не найдены дополнительные материалы к статье 38 Конституции Российской Федерации. При наличии дополнительных материалов к статье 38 Конституции РФ прошу регистрироваться на форуме сайта и предлагать материалы для размещения администратору форума. Таким образом есть шанс собрать наиболее полную и полезную каждому правовую базу по каждой статье Конституции РФ. Всем спасибо.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 38