pr42.site



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Объявление

Рейтинг

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 63


ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 63

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 2 Права и свободы человека и гражданина
Статья 63

1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 63

1. Предоставление государством убежища иностранцу или лицу без гражданства означает, что такой человек может въехать в это государство, жить в нем и не будет выдан другому государству как преступник. Это одно из общепризнанных положений международного права предусмотрено Всеобщей декларацией прав человека (статья 14) и принятой ООН Декларацией о территориальном убежище 1967 г. Определение условий, которые необходимы, чтобы получить политическое убежище, - суверенное право государства, предоставляющего убежище.

2. В РФ в силу статьи 63 Конституции политическое убежище предоставляется в соответствии с общепризнанными нормами международного права, которые зафиксированы прежде всего в названных декларациях ООН. Это означает, что право убежища не может быть использовано в случае преследования, основанного на совершении неполитического, т.е. обычного уголовного, преступления. Если деяние квалифицируется уголовным правом как преступление (например, убийство, террористический акт и т.п.), то независимо от того, в каких целях оно совершено, в том числе по политическим мотивам, его преследование не является основанием для предоставления политического убежища. Не должно предоставляться убежище в случае преследования за действия, противоречащие целям и принципам ООН, в частности за военные преступления, преступления против мира и человечества, хотя бы они и были совершены в политических целях. Решение вопроса о предоставлении политического убежища в РФ относится к компетенции Президента страны (см. комментарий к статье 89 Конституции).

0

3

Статья 63

1. Часть 1 настоящей статьи наделяет компетентные органы полномочиями предоставлять политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства. Это полностью соответствует ст. 14 Всеобщей декларации права человека, по которой каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

Данная конституционная норма указывает на то, что институт политического убежища регламентируется нормами как международного, так и внутреннего права РФ. Согласно международному праву, под политическим убежищем принято понимать предоставление лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны своего государства или страны обычного местожительства. Декларация о территориальном убежище, принятая Резолюцией 2312 (ХХII) ГА ООН от 14 декабря 1967 г., исходит из того, что предоставление государством убежища лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, является мирным и гуманным актом и поэтому не может рассматриваться никаким другим государством как недружественный акт. Предоставление политического убежища влечет за собой обязательство РФ невыдачи лица иностранному государству.

Наряду с этим Декларация подчеркивает, что предоставление политического убежища есть акт осуществления государственного суверенитета. В соответствии с этим просьба иностранного гражданина или лица без гражданства, поданная в порядке, установленном российскими нормативными актами, не обязывает уполномоченные государственные органы удовлетворять подобные обращения. Россия вправе определять перечень лиц и условия, на которых оно предоставляет политическое убежище, сообразуясь, однако, с действующими нормами международного права, ограничивающими в определенной степени усмотрение государств-участников.

Вместе с тем РФ не должна принимать никаких законодательных или иных мер, которые могли бы нанести ущерб принятым ею на себя международным обязательствам в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества (Резолюция 3074 (ХХVIII) ГА ООН от 3 декабря 1973 г.).

Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. (действует в ред. от 1 января 2003 г.) акцентирует внимание на том, что предоставление политического убежища должно соответствовать государственным интересам РФ, не принижая при этом значения упоминаемых общепризнанных принципов и норм международного права, к которым отсылает конституционный текст. Однако сформулированные и признанные государствами договоренности в сфере предоставления политического убежища вряд ли можно относить к общепризнанным принципам и нормам международного права хотя бы потому, в частности, что положения Декларации о территориальном убежище по своей юридической природе носят рекомендательный характер.

В соответствии с названным Положением РФ предоставляет политическое убежище лицам, которые ищут убежища и защиты, т.е. политически преследуемому лицу, под которым Женевская конвенция о беженцах (принята 28 июня 1951 г. Резолюцией 429 (V) ГА ООН от 14 декабря 1950 г.) понимает каждого, кто по причине его расовой, религиозной, национальной, социальной принадлежности или за политические убеждения подвергается преследованию с угрозой для жизни или ограничению личной свободы либо с достаточными основаниями опасается такого преследования.

Этому корреспондирует определение понятия "беженец", зафиксированное в ст. 1 ФЗ от 19 февраля 1993 г. о беженцах (в ред. от 7 ноября 2000 г.): беженец - это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны, или не желает пользоваться такой защитой в силу таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может либо не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Российские правила предполагают предоставление политического убежища и защиту не просто за политическую деятельность и убеждения, а - что очень важно - за деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом и нормам международного права. В свою очередь преследование по политическим мотивам, согласно российским правилам, должно быть направлено непосредственно против лица, которое обращается с ходатайством о предоставлении политического убежища.

Предоставление политического убежища производится указом Президента РФ, который вступает в силу со дня его подписания. Что касается юридических последствий получения политического убежища, то такое лицо получает возможность пользоваться на территории РФ правами и свободами и нести обязанности наравне с российскими гражданами, кроме установленных федеральными законами или международными договорами ограничений. Одновременно РФ принимает на себя обязательство о невыдаче такого лица другому государству.

Суверенное право РФ предоставлять политическое убежище одновременно включает в себя полномочия ограничивать круг лиц, которым может предоставляться защита и покровительство. Указ Президента запрещает предоставлять политическое убежище лицам: преследуемым за деяния, признаваемые в РФ преступлением, или виновным в действиях, противоречащих принципам и целям ООН; привлеченным в качестве обвиняемых по уголовному делу либо в отношении которых имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории РФ; прибывшим из третьих стран, где им не грозило преследование; прибывшим из стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека или прибывшим из страны, с которой РФ имеет соглашения о безвизовом пересечении границ, или страны, где оно не преследуется; представившим заведомо ложные сведения.

По решению Комиссии по вопросам гражданства лицо может быть лишено политического убежища в случаях: возвращения в страну, гражданином которой оно является, или в страну своего местожительства; выезда в третью страну; добровольного отказа от политического убежища на территории РФ; приобретения гражданства РФ или другой страны.

Специальным случаем лишения политического убежища в Положении о предоставлении политического убежища называются соображения государственной безопасности, а также занятие деятельностью, противоречащей принципам и целям Устава ООН, в случае совершения преступления и наличие обвинительного приговора, подлежащего исполнению.

Следует заметить, что политическое убежище предоставляется на территории РФ. В этой связи помещения дипломатических представительств или консульских учреждений РФ на территориях иностранных государств, пользующихся экстерриториальностью, не могут рассматриваться как территория России.

Статья 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. недвусмысленно запрещает использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями представительства, предусмотренными ее положениями, или с другими нормами общего международного права, или с какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания.

2. Борьба с преступностью является внутренним делом Российской Федерации. Данная конституционная норма, с одной стороны, защищает политические убеждения, а с другой - устанавливает правовую базу международного сотрудничества в области борьбы с преступностью, предусматривая возможность выдачи лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передачу осужденных лиц для отбывания наказания в других государствах. И в этом смысле выдачу и передачу лиц следует рассматривать в качестве форм оказания правовой помощи иностранным государствам либо в силу действующего федерального закона, либо на основе международного договора РФ. ФЗ, определяющий порядок и процессуальные вопросы выдачи и передачи иностранных граждан, не принят. Отдельные вопросы выдачи лиц, обвиняемых в совершении преступлений, а также передача лиц, осужденных для отбывания наказания в других странах, регулируются нормами уголовно-процессуального законодательства (гл. 54, 55 УПК РФ).

И все же основную роль по реализации данной конституционной нормы играют заключенные РФ международные договоры с иностранными государствами. По условиям ст. 15 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" 1995 г., такие договоры подлежат обязательной ратификации по причине того, что они касаются прав и свобод человека. Отсутствие соответствующего договора дает РФ, равно как и другому государству, право отказать в исполнении требования о выдаче.

Типовой договор о выдаче от 14 декабря 1990 г. (Резолюция ГА ООН 45/116) может рассматриваться в качестве полезной основы, которая способствует государствам, заинтересованным в проведении переговоров и заключении двусторонних соглашений, направленных на совершенствование сотрудничества в вопросах предупреждения преступности и уголовного правосудия.

Договор определяет виды правонарушений, которые могут повлечь выдачу. К их числу относятся в первую очередь правонарушения, которые в силу законодательства Сторон наказываются тюремным заключением или другой мерой лишения свободы. Положения договора содержат перечень императивных оснований для отказа в выдаче. Помимо других на первом месте называется правонарушение, которое рассматривается запрашиваемым государством как правонарушение политического характера.

Российская Федерация заявила специальную оговорку при ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней. РФ исходит из того, что ее законодательство не содержит понятия "политическое преступление". Во всех случаях при решении вопроса о выдаче РФ не будет рассматривать деяния в качестве "политических преступлений" или "преступлений, связанных с политическими преступлениями" наряду с преступлениями, указанными в ст. 1 Дополнительного протокола 1975 г. к Европейской конвенции о выдаче.

Среди факультативных оснований для отказа в выдаче называется случай, когда лицо, в отношении которого поступает просьба о выдаче, является гражданином запрашиваемого государства.

Международное право исключает из числа преследуемых по политическим убеждениям лиц, в отношении которых есть основания полагать, что они совершили преступления против мира, военные преступления или преступления против человечества, незаконный захват воздушных судов и заложников, акты терроризма и т.д.

Лицами, обвиняемыми в совершении преступления, следует считать физических лиц, которые на момент запроса о выдаче находятся на территории Российской Федерации. Для решения вопроса о выдаче важное значение имеет гражданство лица, в отношении которого имеется требование о выдаче.

Двусторонние договоры РФ определяют условия выдачи, указывают правонарушения, влекущие за собой выдачу, устанавливают составы преступлений, указывают основания для отказа, предусматривают обязательства по осуществлению уголовного преследования, последствия невыдачи, прописывают процедуры выдачи, определяют характер взаимной помощи и решают другие связанные с этим вопросы (например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о выдаче от 21 декабря 1998 г.//Бюллетень МД. 2000. N 10).

Другим видом правовой помощи, согласно комментируемой статье, является передача для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы. Международные договоры по данному вопросу также исходят из принципа передачи лиц, являющихся гражданами другой стороны, в государство их гражданства для отбывания наказания. При этом под осужденными к лишению свободы понимаются лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы на основании вступившего в законную силу приговора суда.

Передача осужденного может осуществляться по предложению Стороны, судом которой вынесен приговор, Стороной, гражданином которой является осужденный; сам осужденный, его родственники или законный представитель могут ходатайствовать об этом. Передача может иметь место только по взаимному согласию участников договора.

Выдача осужденного может и не состояться в случаях, если по законодательству государства исполнение приговора по деянию, за которое он осужден, не является уголовным преступлением, либо не влечет наказания в виде лишения свободы, или если до истечения срока лишения свободы осужденному предстоит отбыть, составляет менее 6 месяцев. Помимо этих основных вопросов договоры решают вопросы компетенции национальных органов, определяют процессуальные взаимоотношения между сторонами.

0

4

Статья 63

1. В своем законодательстве, регулирующем правовое положение политических беженцев, Российская Федерация опирается на нормы международного права.

В статье 14 Всеобщей декларации прав человека ООН предусматривается, что каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право, однако, не может быть использовано в случае преследования, действительно основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации объединенных Наций.

В развитие ст. 14 Всеобщей декларации в рамках ООН были приняты специальные международно-правовые документы, посвященные правам беженцев. Так, согласно Конвенции ООН по правам беженцев 1951 г., временное убежище предоставляется людям, которые покидают территории, где идет война. Декларация ООН о территориальном убежище, принятая единогласно 14 декабря 1967 г., предусматривает, что "убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на статью 14 Всеобщей декларации прав человека, включая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того, чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений" (ст. 1, ч. 1 и 2).

Декларация ООН о территориальном убежище устанавливает, что оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве (ст. 1, ч. 3).

По российскому законодательству беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое, в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений либо, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Федерального закона от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ "О беженцах").

Из данного определения следует, что к беженцам относятся не только лица, преследуемые по политическим убеждениям. Основанием получения статуса беженца может быть преследование по расовым, религиозным, национальным, социальным причинам. Конституция РФ непосредственно регулирует лишь возможность получения политического убежища. В соответствии с ч. 1 ст. 63 Конституции РФ Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Порядок предоставления политического убежища в Российской Федерации урегулирован Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. (с изм. от 2003 г.), которым было утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища*(286).

2. Конституционными положениями определяются условия и порядок выдачи лиц, обвиняемых в совершении преступлений, иностранному государству. Основанием является федеральный закон и международный договор. Речь идет об иностранных гражданах и лицах без гражданства, так как запрет выдачи российских граждан установлен Конституцией РФ.

Уголовный кодекс РФ от 13 июля 1996 г. в ст. 13 закрепляет, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. В свою очередь, иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации. Следовательно, выдача лиц, обвиняемых в совершении преступлений, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах производится на основе процедуры, предусмотренной нормами уголовного закона России и международных договоров Российской Федерации.

В соответствии с международным правом выдача не разрешается, если правонарушение, по причине которого поступила просьба о выдаче, рассматривается запрашиваемым государством как правонарушение политического характера, если имеются веские основания полагать, что просьба о выдаче имеет целью судебное преследование, наказание лица по признаку расы, вероисповедания, национальности, этнической принадлежности, политических взглядов, пола или статуса или что такому лицу может быть нанесен ущерб по любой из этих причин.

Международное право исключает из числа преследуемых по политическим убеждениям лиц, в отношении которых есть основания полагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества, незаконный захват воздушных судов и заложников, акты терроризма.

0

5

Статья 63

     1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным
гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами
международного права.
     2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц,
преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие),
не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых
в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания
в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного
договора Российской Федерации.

См. Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического
убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746

     Комментарий к статье 63

     1. Уяснить содержание ч. 1 комментируемой статьи можно лишь с учетом
соответствующих положений международного права, на которые сделана ссылка.
В международном праве под политическим убежищем принято понимать предоставление
лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам со стороны
своего государства или страны обычного местожительства.
     В свою очередь преследование по политическим мотивам означает преследование
за политические убеждения, общественную деятельность, религиозную деятельность,
религиозные верования, расовую и национальную принадлежность и т.д.
     Следует различать политическое убежище на территории Российской Федерации
и в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской
Федерации (дипломатическое убежище).
     Применительно ко второму случаю следует, однако, иметь в виду, что ст.
41 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает использование
помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями
представительства.
     Необходимо также уяснить юридический смысл глагола "предоставляет". Всеобщая
декларация прав человека провозглашает право каждого человека искать убежища
от преследования в других странах (п. 1 ст. 14).
     Согласно п. 1 ст. 1 Декларации о территориальном убежище от 14 декабря
1967 г. убежище предоставляется государством в порядке осуществления его суверенитета.
     Из этого следует, что лицо может просить Российскую Федерацию о предоставлении
политического убежища. Но этому праву индивида не корреспондирует обязанность
государства, к которому обращена просьба, удовлетворить ее.
     Таким образом, речь идет о праве государства предоставить политическое
убежище иностранному гражданину и лицу без гражданства либо отказать в нем,
а не о праве индивидов получать убежище.
     Россия вправе в своих внутренних нормативных актах определять основания
и порядок (судебный, административный) предоставления политического убежища,
а также статус лиц, получивших такое убежище (см. Законы Российской Федерации
от 19 февраля 1993 г. "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" (ВВС РФ,
1993, N 12, ст. 425, 427).
     В комментируемом тексте содержится указание на то, что политическое убежище
предоставляется в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Следует иметь в виду, что большинство международных документов (прежде всего
декларации ООН и других международных организаций) по вопросам предоставления
политического убежища носят рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными
для государств.
     Действует также ряд региональных международных договоров. Однако их обязательность
распространяется только на их участников, поэтому содержащиеся в них нормы
нельзя считать общепризнанными нормами международного права.
     Можно говорить о существовании обычной нормы международного права, закрепляющей
право государств по своему усмотрению предоставлять политическое убежище определенным
лицам и обязывающей другие государства уважать это право.
     Значительное число государств признают правило, запрещающее предоставление
дипломатического убежища, которое продолжает действовать в странах Латинской
Америки. В международном праве растет число договорных, обычных норм, обязывающих
государства не предоставлять политическое убежище определенным категориям
лиц. К ним относятся, в частности, лица, обвиняемые в совершении преступлений
против человечества, уголовных преступлений, включенных в перечень о выдаче
в соответствии с международными договорами (например, террористы).

     2. Часть 2 комментируемой статьи определяет условия и порядок выдачи
лиц, обвиняемых в совершении преступлений, иностранному государству.
     В качестве оснований выдачи указываются федеральный закон или международный
договор Российской Федерации. Институт выдачи, таким образом, имеет комплексный
характер, поскольку отношения, связанные с выдачей, регулируются нормами международного
права, а также нормами российского уголовного и уголовно-процессуальных законов.
     Действие данной части распространяется как на лиц, преследуемых за политические
убеждения, так и на лиц, обвиняемых в совершении уголовного преступления.
Преследование по политическим убеждениям может осуществляться в отношении
лиц, которые не совершили преступления, а являются лишь носителями определенных
политических взглядов, идеологии, отвергаемых или преследуемых государством,
гражданином которого данное лицо является. При этом в соответствии со ст.
3 Типового договора о выдаче, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря
1990 г., Россия в лице ее компетентных органов независима в вопросах квалификации
правонарушения. Согласно же указанному Договору выдача не разрешается, если
правонарушение, в отношении которого поступила просьба о выдаче, рассматривается
запрашиваемым государством как правонарушение политического характера, если
имеются веские основания полагать, что просьба о выдаче имеет целью судебное
преследование, наказание лица по признаку расы, вероисповедания, гражданства,
этнической принадлежности, политических взглядов, пола или статуса или что
положению такого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин.
     Комментируемые положения Конституции находятся в полном соответствии
с международным правом.
     Международное право исключает из числа преследуемых по политическим убеждениям
лиц, в отношении которых есть основания полагать, что они совершили преступления
против мира, военные преступления или преступления против человечества, незаконный
захват воздушных судов и заложников, акты терроризма и т.д.
     Под лицами, обвиняемыми в совершении преступления, следует понимать физических
лиц, которые на момент запроса о выдаче находятся на территории Российской
Федерации. Для решения вопроса о выдаче важное значение имеет гражданство
лица, в отношении которого имеется требование о выдаче.
     В соответствии с ч. 1 ст. 57 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях
по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. страны-члены
СНГ отказались от выдачи собственных граждан. Данная Конвенция предусматривает
обязательства в отношении выдачи граждан третьих государств. Выдаче подлежат
не всякие лица, а только лица, обвиняемые в совершении преступлений или осужденные
за их совершение. Процессуальные вопросы выдачи преступников в отношениях
стран-членов СНГ регулируются положениями Раздела IV Конвенции от 22 января
1993 г. (Содружество, Информационный вестник, 1993, N 1, с. 45-67).

0

6

Статья 63

     1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным
гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами
международного права.
     2. В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц,
преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие),
не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых
в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания
в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного
договора Российской Федерации.

     Комментарий к статье 63

     Предоставление государством убежища иностранцу или лицу без гражданства
означает, что такой человек может въехать в это государство, жить в нем и
не будет выдан другому государству как преступник.
     Право иностранцев искать в другом государстве убежище от преследования
за политическую деятельность и убеждения ("право убежища") восходит ко времени
Великой французской революции, провозгласившей в Конституции 1793 г. предоставление
"убежища иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы". За прошедшее
с тех пор время право убежища было закреплено в конституциях большинства демократических
государств. В XX столетии оно стало одним из общепризнанных положений международного
права и предусмотрено Всеобщей декларацией прав человека (ст. 14) и принятой
ООН Декларацией о территориальном убежище 1967 г.
     Определение условий, которые необходимы, чтобы получить политическое
убежище, - суверенное право государства, предоставляющего убежище. В Российской
Федерации в силу ст. 63 Конституции политическое убежище предоставляется в
соответствии с общепризнанными нормами международного права, которые зафиксированы
прежде всего в названных Декларациях ООН. Это означает, как сказано во Всеобщей
декларации прав человека, что право убежища не может быть использовано в случае
преследования, основанного на совершении "неполитического", т. е. обычного
уголовного, преступления. Если деяние квалифицируется уголовным правом как
преступление (например, убийство, террористический акт и т. п.), то независимо
от того, в каких целях оно совершено, в том числе по политическим мотивам,
преследование за него не является основанием для предоставления политического
убежища. Не должно предоставляться убежище в случае преследования за действия,
противоречащие целям и принципам ООН, в частности за военные преступления,
преступления против мира и человечества, хотя бы они и были совершены в политических
целях. Решение вопроса о предоставлении политического убежища в Российской
Федерации относится к компетенции Президента страны (п. "а" ст. 89 Конституции).
     Выдача иностранному государству лиц, находящихся на территории Российской
Федерации, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения
в исполнение приговора, вынесенного в соответствующем иностранном государстве,
допускается только в установленных Конституцией рамках.
     Конституция запрещает выдачу в трех случаях: во-первых, когда запрашивается
выдача граждан Российской Федерации (см. комментарий к ч. 1 ст. 61); во-вторых,
когда речь идет о выдаче лиц (не российских граждан), преследуемых за политические
убеждения в запрашивающем государстве; в-третьих, когда запрашивается выдача
для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение
приговора за действие (или бездействие), которое в России не признается преступлением.
Последний случай связан с тем, что каждое государство в соответствии с принципом
государственного суверенитета самостоятельно определяет круг действий, рассматриваемых
как преступления.
     Условия и порядок выдачи согласно ч. 2 рассматриваемой статьи регулируются
федеральным законом или международным договором Российской Федерации (такой
федеральный закон еще не принят). В соответствии со сложившейся практикой
и сохраняющим пока свое действие постановлением Президиума Верховного Совета
СССР от 21 июня 1988 г. вопрос о выдаче решается Генеральным прокурором Российской
Федерации. В отношениях Российской Федерации с рядом стран условия и порядок
выдачи, как и круг лиц, подлежащих выдаче, установлены в международных договорах,
в частности в договорах о правовой помощи по гражданским и уголовным делам
с Алжиром, Болгарией, Венгрией, Грецией, Италией, Кубой, КНДР, Польшей, Тунисом
и др., а также в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях
по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.
     От выдачи следует отличать передачу осужденных для отбывания наказания
в других государствах. Если при выдаче речь идет об уголовном преследовании
или исполнении приговора, вынесенного в запрашивающем иностранном государстве,
то передача осужденных осуществляется после вынесения приговора в России.
В данном случае речь идет об отбывании за границей наказания на основании
приговора российского суда. Передача осужденных осуществляется на основе федерального
закона или международного договора Российской Федерации.
     Россия как правопреемница СССР участвует в Конвенции о передаче лиц,
осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами
которого они являются, заключенной Болгарией, Венгрией, КНДР, Кубой, Монголией,
Польшей и некоторыми другими странами 19 мая 1978 г. Конвенция предусматривает
передачу осужденных при соблюдении предусмотренных в ней условий и с соблюдением
установленного порядка. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа
1979 г. <75> определен порядок выполнения обязательств, вытекающих для нашей
страны из упомянутой Конвенции. Вопрос о передаче лиц, осужденных российскими
судами, согласно ст. 2 названного Указа решается Прокуратурой Российской Федерации.

0

7

На сегодняшний день не найдены дополнительные материалы к статье 63 Конституции Российской Федерации. При наличии дополнительных материалов к статье 63 Конституции РФ прошу регистрироваться на форуме сайта и предлагать материалы для размещения администратору форума. Таким образом есть шанс собрать наиболее полную и полезную каждому правовую базу по каждой статье Конституции РФ. Всем спасибо.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 63