pr42.site



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Объявление

Рейтинг

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Статья 81


ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Статья 81

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 4 Президент Российской Федерации
Статья 81

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании <14>.
2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.
4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
--------------------------------
<14> Редакция части 1 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря). Применяется в отношении Президента Российской Федерации, избранного после вступления в силу названного Закона.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 81

1. Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" срок полномочий Президента Российской Федерации увеличен до шести лет (ранее Конституцией был установлен четырехлетний срок). Этим же законом был увеличен до пяти лет срок полномочий Государственной Думы (см. комментарий к части 1 статьи 96 Конституции). Изменение срока полномочий было инициировано главой государства, при этом подчеркивалось, что речь идет не о конституционной реформе, а именно о корректировке Конституции. О действительно важных, но все-таки уточняющих поправках, не затрагивающих политическую и правовую сущность существующих институтов.

В справке к Закону Российской Федерации "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" было подчеркнуто, что "на современном этапе развития Российского государства назрела необходимость пересмотра как продолжительности указанного срока, так и целесообразности сохранения одинакового срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы".

По мнению законодателя, увеличение срока полномочий позволит Президенту Российской Федерации и Государственной Думе не только определить направления дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности.

Установление более продолжительного срока полномочий Президенту Российской Федерации по сравнению со сроком полномочий Государственной Думы обосновывается законодателем "необходимостью обеспечения стабильного поступательного развития страны и преемственности государственной политики". В условиях, когда каждые четыре года возможна практически полная сменяемость государственной власти на федеральном уровне (незначительный временной период между выборами депутатов Государственной Думы и выборами Президента Российской Федерации, а также сложение Правительством Российской Федерации своих полномочий перед вновь избранным Президентом Российской Федерации), достижение указанной цели может быть осложнено.

Таким образом, увеличение сроков полномочий вполне естественно. Эта идея обсуждалась давно. Для такой большой страны, как Россия, со всеми нашими проблемами и традициями, четырех лет мало. Подобная практика, связанная с внесением поправок в Конституцию, которая позволяла бы баллотироваться свыше установленных законодательством сроков, широко применялась как в странах СНГ, так и в Латинской Америке.

Помимо указанных законодателем причин продление полномочий Президента Российской Федерации может быть продиктовано рядом и других причин. Так, например, слишком много средств тратится на выборы, и чем реже они будут случаться, тем больше высвободится средств на другие необходимые нужды, тем более процедура вступления в должность, кадровые перестановки (это при условии, что у команды президента и избранной партии имеется отличная от имеющейся программа) и внедрение новой программы в четырехлетний срок вынуждает производить скорые реформы и действия, которые (возможно, в наших российских условиях) просто не успевают приниматься обществом и поэтому не работают и работать не будут. Также логично выглядит это изменение, если вспомнить, что большинство губернаторов субъектов Российской Федерации утверждаются на 5 лет, а президенты республик избираются на 5 или 7 лет.

Надо отметить, что увеличение срока полномочий Президента Российской Федерации - не только увеличение власти главы государства. Больший срок - больше ответственности.

Впрочем, распространено мнение, что увеличение сроков правления Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы вызвано желанием правящей суперэлиты уменьшить количество выборных циклов, тем самым обеспечив более устойчивую во времени систему властвования.

В любом случае только практика покажет обоснованность того или иного мнения.

Данное положение Конституции в части срока полномочий применяется в отношении Президента Российской Федерации, который избран после его вступления в силу.

2. Конституционным условием является то, что кандидатом в Президенты может быть гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.

3. Федеральным законом, устанавливающим порядок выборов Президента РФ, является Федеральный закон от 10 января 2003 г. 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации". Проведение выборов Президента РФ в сроки, установленные Конституцией и данным Законом, является обязательным. Согласно Закону участие гражданина РФ в выборах Президента РФ является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

4. Процедуру подготовки и проведения выборов Президента РФ можно разбить на несколько этапов.

Первый этап - принятие и объявление решения Советом Федерации о назначении выборов Президента.

Второй этап - подготовка проведения выборов - включает формирование списков избирателей, формирование избирательных участков, разнообразную подготовительную деятельность избирательных комиссий различных уровней.

Несколько независимо от этой работы, но параллельно с ней происходит выдвижение кандидатов на должность Президента непосредственно от самих избирателей, от различных партий, движений и блоков, сбор необходимых подписей и документов для представления в Центральную избирательную комиссию, которая регистрирует выдвинутых кандидатов.

Третий этап - проведение предвыборной агитации, которую осуществляют как непосредственно сами кандидаты, так и выдвинувшие их организации.

Четвертый этап - само голосование, проводимое обычно в воскресенье по всей территории РФ, выступающей в данном случае как единый федеральный избирательный округ.

Пятый этап - один из наиболее ответственных - это подсчет голосов за выдвинутых кандидатов на всех избирательных участках, оформление результатов выборов, определение победителя или в некоторых случаях назначение второго тура либо признание выборов несостоявшимися или недействительными и принятие решения о назначении повторных выборов на должность Президента.

Заключительным этапом является опубликование результатов прошедших выборов, а также церемония вступления Президента РФ в должность и начало исполнения им возложенных на него обязанностей.

0

3

Статья 81

1. Конституция 1993 г. установила четырехлетний срок полномочий Президента РФ (до ее принятия он составлял пять лет). В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. было предложено увеличить срок президентских полномочий до шести лет, а Государственной Думы - до пяти лет. Соответствующая поправка была внесена в Конституцию на основе Закона РФ о поправке к Конституции РФ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы", проект которого был рассмотрен в соответствии со ст. 136 Конституции и одобрен в ноябре-декабре 2008 г. Государственной Думой, Советом Федерации и законодательными органами субъектов РФ. Предусмотренные поправкой сроки полномочий распространяются на Президента и Государственную Думу, которые будут избраны после вступления данного Закона в силу.

Увеличение срока полномочий обосновывалось прежде всего тем, что оно позволит Президенту и Государственной Думе не только определить направление дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности. Установление более продолжительного срока полномочий Президента по сравнению со сроком полномочий Государственной Думы связывалось с необходимостью стабильного, поступательного развития страны и преемственности государственной политики.

Исчисление конституционного срока полномочий Президента ведется со дня вступления его в должность. Начало исполнения полномочий знаменуется принесением торжественной присяги вновь избранным Президентом (см. комм. к ст. 92).

День голосования на выборах нового Президента назначается Советом Федерации. Таким днем является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента. При досрочном прекращении исполнения полномочий Президентом днем голосования является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения им своих полномочий (ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", ст. 5//СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171; 2005. N 30. Ст. 3104; 2006. N 31. Ст. 3427).

Президент избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин РФ может избирать и быть избранным на пост Президента России независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции).

Федеральные законы "О выборах Президента Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; 2005. N 30. Ст. 3104; 2007. N 1. Ст. 37) содержат ряд норм об иных ограничениях пассивного избирательного права при выборах Президента, в том числе норму о том, что гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо обладающий правом на постоянное проживание на территории иностранного государства, не имеет права быть избранным Президентом РФ; не имеет такого права и гражданин РФ, занимающий должность Президента РФ второй срок подряд; запрещается регистрация в качестве кандидата в Президенты гражданина, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если голосование состоится до истечения этого срока. Закон запрещает избираться на пост Президента гражданину, осужденному к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, осужденному за совершение преступления экстремистской направленности и имеющему на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость, а также гражданину, подвергнутому административному наказанию за административное правонарушение, выражающееся в пропаганде нацистской символики.

Участие в выборах Президента является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на избирателей с целью принудить их к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать свободному волеизъявлению; исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. ФЗ от 26 апреля 2007 г. отменил требование о явке на выборы Президента не менее чем половины избирателей для признания таких выборов состоявшимися (СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2118).

Право избирать Президента, а также участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном законом, имеют граждане РФ, достигшие на день голосования 18 лет.

Необходимо отметить существенное изменение нормативного регулирования в сфере выдвижения кандидатов в Президенты по сравнению с периодом проведения выборов Президента, состоявшихся 14 марта 2004 г. В тот период право выдвижения кандидатов принадлежало избирателям, избирательным объединениям и избирательным блокам. В соответствии с действующим избирательным законодательством кандидат на должность главы государства может быть выдвинут лишь политической партией и в порядке самовыдвижения при условии поддержки самовыдвижения группой избирателей. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление регистрации политических партий, составляет список политических партий, имеющих законное право принимать участие в выборах Президента, публикует данный список в общероссийских государственных периодических печатных изданиях, размещает его в сети Интернет, а также направляет его в Центральную избирательную комиссию (ст. 6, 29, 34-36 ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации").

Подготовку и проведение выборов Президента осуществляют Центральная избирательная комиссия РФ, другие избирательные комиссии, образуемые в соответствии с законом.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании; данное число определяется по числу избирательных бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования.

Официальное опубликование результатов выборов Президента, а также данных о числе голосов избирателей, полученных каждым из зарегистрированных кандидатов, осуществляется Центральной избирательной комиссией в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов.

2. Конституцией и на ее основе ФЗ "О выборах Президента РФ" установлены дополнительные условия приобретения гражданами пассивного избирательного права - Президентом РФ может быть избран лишь гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Конституция РСФСР 1978 г. (в ред. Закона от 24 мая 1991 г.) устанавливала также требование о максимальном возрасте для избрания гражданина Президентом. Этот возраст составлял 65 лет. Действующая Конституция эту норму не воспроизводит.

Конституция не выдвигает требования о том, чтобы кандидат в президенты был гражданином Российской Федерации по рождению. Понятие "постоянно проживающий" означает, что, во-первых, кандидат в президенты должен постоянно жить в России не менее указанного срока; во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т.е. отрезки времени менее 10 лет не могут суммироваться. Требование постоянного проживания, разумеется, не исключает командировок и краткосрочных выездов в зарубежные государства.

Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента за пределами территории России, обладает на выборах равными правами с иными российскими гражданами. Вместе с тем, как об этом уже говорилось, Закон запрещает гражданину РФ, имеющему гражданство иностранного государства либо право на постоянное проживание на территории иностранного государства, избираться на пост Президента РФ.

Все зарегистрированные кандидаты на должность Президента имеют равные права и несут равные обязанности. Со дня регистрации кандидат, находящийся на государственной или муниципальной службе либо работающий в средствах массовой информации, на время участия в выборах освобождается от должностных или служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Президент РФ, баллотирующийся на второй срок, вправе продолжать выполнять свои полномочия, при этом соблюдение установленных законом ограничений не должно препятствовать осуществлению президентских полномочий.

ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" предоставляет кандидату в президенты ряд гарантий, в том числе материального характера, обеспечивающих его независимость. Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут в судебном порядке административному наказанию без согласия Генерального прокурора РФ. Кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, в том числе в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную или альтернативную гражданскую службу и военные сборы.

3. Положение ч. 3 комментируемой статьи ограничивает продолжительность пребывания федерального Президента на своем посту, устанавливая, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

В процессе разработки и принятия Конституции возникал вопрос о правопреемстве президентской власти по отношению к сформированной в соответствии с прежней Конституцией и о допустимости признания сроков полномочий Президента, избранного по ранее действовавшей Конституции, в качестве начала срока полномочий Президента по новой Конституции. В общей форме проблема была урегулирована в п. 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции, предусмотревшем, что Президент, избранный в соответствии с Конституцией (Основным законом) Российской Федерации, со дня вступления в силу действующей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.

Эта норма во взаимосвязи с положением ч. 3 рассматриваемой статьи была предметом рассмотрения Конституционного Суда по запросу Государственной Думы о толковании Конституции. В Определении Суда от 5 ноября 1998 г. N 134-О о прекращении производства по данному делу в связи с отсутствием неопределенности в понимании названных норм указывается, что два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч. 3 анализируемой статьи, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция, включая п. 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения", не допускает; имеющий переходный характер данный пункт раздела второго Конституции в июне - июле 1996 г. был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может (п. 4 мотивировочной части//СЗ РФ. 1998. N 46. Ст. 5701).

Положение ч. 3 комментируемой статьи преследует цель конституционного обновления руководства государством и направлено против возможного установления режима авторитаризма. Вместе с тем названная норма не запрещает одному и тому же лицу избираться на пост президента неоднократно, но с перерывом - после пребывания на данном посту два срока подряд. Президент, досрочно прекративший свои полномочия в связи с обстоятельствами, перечисленными в ч. 2 ст. 92 Конституции, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с такими обстоятельствами.

4. Законодательство о выборах Президента РФ составляют Конституция, ФЗ от 11 июля 2001 г. "О политических партиях" (СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950; 2002. N 12. Ст. 1093; 2005. N 30. Ст. 3104; 2007. N 1. Ст. 37), ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; 2005. N 30. Ст. 3104; 2007. N 1. Ст. 37), ФЗ от 10 января 2003 г. "О выборах Президента Российской Федерации" (СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 171; 2005. N 30. Ст. 3104; 2006. N 31. Ст. 3427), иные федеральные законы, в том числе о федеральном бюджете, включающие положения о расходах на избирательную кампанию (СЗ РФ. 2006. N 52. Ст. 5504).

Федеральными законами устанавливаются основные принципы проведения избирательной кампании, регулируется организация выборов путем создания системы избирательных комиссий, предусматриваются статус избирателей, порядок их включения в избирательные списки, порядок участия в выборах политических партий, регулируются отношения по выдвижению и регистрации кандидатов на должность Президента, их равный статус, вопросы информирования избирателей и предвыборной агитации, финансирования выборов, устанавливаются порядок голосования и определения результатов выборов, порядок обжалования нарушений избирательных прав и указывается на ответственность за нарушение законодательства о выборах, а также определен порядок вступления в должность Президента.

0

4

Статья 81

1. В комментируемой статье урегулированы вопросы, связанные со сроком полномочий Президента, принципами его избрания, требованиями, предъявляемыми к лицу, который может быть избран Президентом, с длительностью срока, в течение которого Президент может занимать свою должность.

До 1 января 2009 г. срок полномочий Президента России составлял 4 года, однако Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ "Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" этот срок был увеличен до 6 лет.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступил в силу со дня его официального опубликования (после его одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации) в "Парламентской газете" от 31 декабря 2008 г. N 90. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации применяется в отношении Президента Российской Федерации, который будет избран после его вступления в силу.

Конституционная статья в отсылочной норме указывает наличие специального федерального закона, регламентирующего порядок подготовки и проведения выборов Президента.

Президент избирается народом, следовательно, его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Так, согласно ст. 81 Конституции РФ, Президент избирается всеми гражданами России, обладающими активным избирательным правом, на всеобщих выборах, путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В силу этого он получает мандат доверия не от парламента, а от всего населения России.

2. Предъявляемые к кандидату в Президенты требования изложены закрытым перечнем в ч. 2 и 3 ст. 81. Президентом может быть избран только гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет. Конституция не выдвигает требования о том, чтобы кандидат в президенты был гражданином Российской Федерации по рождению.

Следует отметить, что этот пост требует человека, имеющего достаточный жизненный опыт. Зарубежная практика устанавливает и более высокие нижние пределы возрастных цензов кандидата в Президенты - не моложе 40-50 лет.

Верхний предел возрастных цензов кандидата в Президенты страны действующая Конституция не предусматривает, в отличие от предыдущей Конституции, по которой устанавливалось ограничение в 65 лет.

Ценз "оседлости" для кандидата в Президенты - 10-летний срок постоянного проживания российского гражданина в Российской Федерации, является оптимальным для приобретения достаточного знания страны, ее интересов, возможностей, традиций.

3. Российская Конституция закрепляет вполне демократичный принцип - невозможность более двух сроков подряд занимать президентскую должность. Ограничение максимального срока пребывания одного лица на посту Президента нередко рассматривается как гарантия против установления власти одного лица на продолжительный срок, т.е. личной диктатуры, режима авторитаризма. Однако в России установлена возможность даже после двух сроков пребывания в должности Президента вновь через какое-то время занять этот пост, поскольку Конституция ограничивает занятие президентской должности двумя сроками, только если они следуют подряд.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации 10 января 2003 г. (в ред. от 24.07.2007 г.) "О выборах Президента Российской Федерации"*(415). Заметим, что это уже третий закон с тем же названием (первый был принят в 1995 г., второй - в 1999 г.).

Законодательство о выборах Президента РФ составляют также Федеральный закон от 12 июня 2002 г. (в ред. от 24.07.2007 г.) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"*(416), Федеральный закон от 10 января 2003 г. "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы"*(417), нормативные правовые акты ЦИК России, издаваемые в пределах ее компетенции.

Федеральными законами и подзаконными нормативными актами устанавливаются основные принципы проведения избирательной кампании Президента, регулируется организация выборов путем создания системы избирательных комиссий, предусматривается статус избирательных объединений, регулируются отношения по выдвижению и регистрации кандидатов на должность Президента, их статус, вопросы предвыборной агитации, финансирования выборов, устанавливаются порядок голосования и определения результатов выборов, порядок обжалования нарушений избирательных прав и ответственность за их нарушение, а также порядок вступления в должность Президента РФ.

0

5

Статья 81

     1. Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами
Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании.
     2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской
Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не
менее 10 лет.
     3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской
Федерации более двух сроков подряд.
     4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным
законом.

     Комментарий к статье 81

     1. Новая Конституция Российской Федерации изменила срок полномочий Президента
Российской Федерации, сократив его на один год: по Конституции 1978 г. Президент
избирался на пять лет. В связи с этим потребовалось в законодательном порядке
урегулировать вопрос о введении в действие нормы Конституции 1993 г. о новом
сроке президентства и о полномочиях Президента, действующего на момент принятия
Конституции.
     В разделе втором Конституции 1993 г. "Заключительные и переходные положения"
было установлено, что Президент, избранный в соответствии с прежней Конституцией,
осуществляет установленные новой Конституцией полномочия до истечения срока,
на который он был избран (п. 3).
     Вопрос о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента
Российской Федерации не может быть вынесен на референдум.
     Исчисление четырехлетнего конституционного срока начинается со дня избрания
Президента. При этом днем выборов является первое воскресенье после истечения
данного конституционного срока. Действующий Президент Российской Федерации
исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента,
которое происходит на тридцатый день со дня официального объявления Центральной
избирательной комиссией Российской Федерации о результатах выборов Президента
Российской Федерации (ч. 1 ст. 4, ст. 60 Федерального закона от 17 мая 1995
г. "О выборах Президента Российской Федерации" СЗ РФ, 1995, N 21, ст. 1924).
     Момент вступления в должность Президента Российской Федерации связан
с принесением Президентом присяги народу.
     Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации
на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании,
участие в выборах является добровольным. Принципы участия граждан Российской
Федерации в выборах закреплены в Федеральном законе от 6 декабря 1994 г. "Об
основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" (СЗ РФ,
1994, N 33, ст. 3406) и Федеральном законе "О выборах Президента Российской
Федерации".
     Гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов 18 лет, вправе
избирать Президента Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации может
избирать и быть избранным Президентом России независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными,
или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
     Избиратели участвуют в выборах Президента Российской Федерации на равных
основаниях, каждый избиратель имеет один голос. Избиратель голосует лично,
голосование за других лиц не допускается. Голосование является тайным.
     Обязанность создать условия для участия в голосовании всем избирателям,
обеспечить тайное голосование возлагается на участковую избирательную комиссию.
Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия
в ее работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения для голосования,
если они нарушили тайну голосования или пытались повлиять на волеизъявление
избирателя.

     2. Конституцией Российской Федерации и на этой основе Законом "О выборах
Президента Российской Федерации" установлены дополнительные условия приобретения
гражданами пассивного избирательного права - Президентом Российской Федерации
может быть избран лишь гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий в
Российской Федерации не менее 10 лет. При этом Конституция не выдвигает требование
о том, чтобы кандидат в президенты был гражданином Российской Федерации по
рождению. Понятие "постоянно проживающий" означает, во-первых, что кандидат
в президенты должен постоянно жить в России не менее указанного срока, во-вторых,
этот срок должен быть непрерывным, т.е. отрезки времени менее 10 лет не могут
суммироваться. Требование постоянного проживания, разумеется, не исключает
командировок и краткосрочных выездов в зарубежные государства.
     Конституция РСФСР 1978 г. (в редакции Закона от 24 мая 1991 г.) устанавливала
также требование о максимальном возрасте для избрания гражданина Президентом
Российской Федерации. Этот возраст составлял 65 лет. Действующая Конституция
эту норму не воспроизводит.
     Все зарегистрированные кандидаты на должность Президента Российской Федерации
обладают равными правами и несут равные обязанности. Со дня регистрации кандидат
на должность Президента, находящийся на государственной или муниципальной
службе либо работающий в средствах массовой информации, на время его участия
в выборах освобождается от служебных обязанностей и не вправе использовать
преимущества своего служебного положения. Исключение из этого правила предоставляется
законом Президенту Российской Федерации, баллотирующемуся на второй срок,
а также Председателю Правительства Российской Федерации, который в соответствии
с Конституцией временно исполняет обязанности Президента. Эти лица вправе
продолжать выполнять свои полномочия, но не должны на период выборов пользоваться
преимуществом своего служебного положения.
     Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" предоставляет
кандидату в Президенты ряд гарантий, в том числе материального характера,
обеспечивающих его независимость. Кандидат на должность Президента Российской
Федерации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или
подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке,
без согласия Генерального прокурора Российской Федерации.

     3. Положение ч. 3 комментируемой статьи о том, что одно и то же лицо
не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков
подряд, содержалось в Конституции РСФСР 1978 г. (в измененной редакции). Подобные
положения имеются в конституциях ряда зарубежных государств, в том числе в
Конституции США.
     Данное конституционное положение направлено против установления режима
авторитаризма и преследует цель конституционного обновления руководства государством.
Вместе с тем названная норма не запрещает одному и тому же лицу избираться
на пост Президента неоднократно, но с перерывом - после пребывания на данном
посту два срока подряд.

     4. Конкретные нормы о порядке избрания Президента Российской Федерации
определяются упомянутым выше Федеральным законом от 17 мая 1995 г. "О выборах
Президента Российской Федерации". Данный закон содержит общие положения и
основные принципы проведения избирательной кампании, регулирует организацию
выборов путем создания системы избирательных комиссий, предусматривает статус
избирательных объединений, регулирует отношения по выдвижению и регистрации
кандидатов на должность Президента, их статус, вопросы предвыборной агитации,
финансирования выборов, устанавливает порядок голосования и определения результатов
выборов, ответственность за нарушение избирательных прав граждан, а также
порядок вступления в должность Президента Российской Федерации.

0

6

Статья 81

     1. Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами
Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного
права при тайном голосовании.
     2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской
Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не
менее 10 лет.
     3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской
Федерации более двух сроков подряд.
     4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным
законом.

     Комментарий к статье 81

     В этой статье определены условия, которым должен удовлетворять кандидат
на пост Президента Российской Федерации, а также порядок его избрания.
     Конституция устанавливает, что Президент Российской Федерации избирается
на четыре года. Следует вместе с тем заметить, что согласно п. 3 раздела второго
"Заключительные и переходные положения" Президент, избранный в соответствии
с прежним Основным Законом, осуществляет установленные новой Конституцией
полномочия до истечения срока, на который он был избран.
     Предъявляемые к кандидату в Президенты требования изложены в ч. 2 и 3
ст. 81. Президентом может быть избран только гражданин Российской Федерации,
достигший 35 лет (заметим, что для избрания в Государственную Думу достаточно
достижения 21 года). Очевидно, что на этот пост должен быть избран человек,
имеющий достаточный жизненный опыт, деятельность которого может быть оценена
избирателями. Вместе с тем 35-летний возраст позволяет избрать на президентский
пост, требующий энергичной деятельности, человека достаточно молодого. Такой
же возраст установлен для избрания Президента в США. В ФРГ кандидат в Президенты
должен быть не моложе 40 лет, а в Италии - 50 лет.
     Конституцией установлено также требование постоянного проживания кандидата
в Президенты в Российской Федерации не менее 10 лет. Этот срок признается
необходимым и вместе с тем достаточным для того, чтобы кандидат в Президенты
не только в полной мере обладал знаниями и практическим опытом, но и понимал
специфику условий жизни в нашей стране.
     Российская Конституция, в отличие, например, от Конституции США, не выдвигает
требования, чтобы кандидат на пост Президента был гражданином Российской Федерации
по рождению. Это объясняется, как представляется, следующим образом: во-первых,
все граждане Российской Федерации независимо от обстоятельств приобретения
гражданства обладают равными правами, и, во-вторых, во время существования
Советского Союза миграция населения не оказывала никакого влияния на права
гражданина и была массовым явлением.
     Порядок избрания Президента Российской Федерации закреплен в п. 1 и 4
ст. 81 Конституции. В п. 1 установлено, что Президент избирается на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Это
означает, во-первых, что в избрании Президента могут участвовать все граждане
Российской Федерации, за исключением, как это установлено в п. 3 ст. 32 Конституции,
признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы
по приговору суда.
     Таким образом, можно сказать, что Президент избирается таким же избирательным
корпусом, как Федеральное Собрание. Это обстоятельство существенно для определения
самостоятельности власти главы государства, поскольку в тех странах, где Президент
избирается парламентом (ФРГ, Швейцария и Италия, в последней в выборах Президента
участвуют и представители областей), Президент всегда оказывается в какой-то
мере зависимым от избравшего его органа.
     Как следует из изложенного выше, Конституция четко устанавливает некоторые
принципы избрания Президента Российской Федерации. Все иные положения в соответствии
с п. 4 ст. 81 Конституции должны определяться федеральным законом. Этот закон
еще не принят.
     В Конституции содержится положение (см. п. 3 ст. 81) о том, что одно
и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более
двух сроков подряд. Ограничение максимального срока пребывания одного лица
на посту Президента нередко рассматривается как гарантия против установления
власти одного лица на продолжительный срок, т. е. личной диктатуры. Но есть
целый ряд стран, в которых подобные ограничения не установлены. Так, не ограничена
возможность переизбрания Президента во Франции и Италии.
     Еще одним требованием к должности Президента, не зафиксированным в данной
главе Конституции, но вытекающим из общих требований к системе государственных
органов, самой логики президентства, является несовместимость этой должности
с иной государственной либо коммерческой деятельностью. Это ограничение касается
и уже избранного Президента.

0

7

Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.1998 N 134-О "По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 ноября 1998 г. N 134-О

ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ СТАТЬИ 81 (ЧАСТЬ 3) И ПУНКТА 3
РАЗДЕЛА ВТОРОГО "ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ"
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, В.И. Олейника, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

с участием представителей Государственной Думы как стороны, обратившейся с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации, - депутатов А.К. Захарова и Е.Б. Мизулиной, а также постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации В.В. Лазарева,

руководствуясь статьей 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой статьи 3, пунктом 2 части второй статьи 21, статьями 36, 74 и 105 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

рассмотрел в открытом заседании дело о толковании части 3 статьи 81 и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации.

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы о толковании части 3 статьи 81 и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации.

Заслушав сообщение судьи - докладчика О.И. Тиунова, объяснения представителей Государственной Думы, заключения экспертов - доктора юридических наук С.А. Авакьяна и доктора юридических наук Е.И. Козловой, выступления приглашенных в заседание представителей: от Президента Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А. Митюкова, от Совета Федерации - И.Б. Власенко, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании находящихся во взаимосвязи предписаний статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации, ссылаясь на неопределенность в их понимании.

Согласно этим конституционным положениям одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд (статья 81, часть 3); Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России, со дня вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран (пункт 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения").

Государственная Дума просит разъяснить, является ли срок осуществления полномочий Президента Российской Федерации, избранного до вступления в силу ныне действующей Конституции Российской Федерации и осуществлявшего установленные Конституцией Российской Федерации полномочия со дня ее вступления в силу, сроком, предусмотренным статьей 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, т.е. является ли срок осуществления полномочий Президента Российской Федерации, указанный в пункте 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации, первым из двух сроков, предусмотренных ее статьей 81 (часть 3). Государственная Дума полагает, что на следующих выборах на должность Президента Российской Федерации может быть избрано лишь лицо, не занимавшее ранее эту должность.

2. Должность Президента РСФСР была введена Законом РСФСР от 24 апреля 1991 года "О Президенте РСФСР" в соответствии с результатами проведенного 17 марта 1991 года референдума. 24 мая 1991 года институт Президента РСФСР был включен в действовавшую тогда Конституцию РСФСР. При этом часть вторая ее статьи 121.2 установила, что Президент РСФСР избирается сроком на пять лет; одно и то же лицо не может быть Президентом РСФСР более двух сроков подряд.

12 июня 1991 года всенародным голосованием был избран первый Президент РСФСР. Им стал Б.Н. Ельцин. С принятием Закона РСФСР от 25 декабря 1991 года "Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика" и с внесением соответствующих изменений в Конституцию РСФСР Президент РСФСР стал именоваться Президентом Российской Федерации.

На момент вступления в силу новой Конституции Российской Федерации (25 декабря 1993 года) ранее избранный Президент Российской Федерации занимал эту должность первый срок. С этого дня, как предписано пунктом 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации стал осуществлять установленные ею полномочия. Таким образом, всенародное одобрение Конституции Российской Федерации означало также решение вопроса о продолжении занятия должности Президента Российской Федерации тем же лицом.

По новой Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации действовал до истечения срока, на который он был избран в 1991 году. При этом прежний (первый) срок полномочий Президента Российской Федерации, избранного 12 июня 1991 года, с принятием новой Конституции Российской Федерации не прерывался, а первый срок полномочий Президента Российской Федерации в смысле положений статьи 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации не начинал исчисляться заново. Конституция Российской Федерации не содержит специальной оговорки о том, что указанный в пункте 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения" срок полномочий Президента Российской Федерации не включается в сроки, предусмотренные статьей 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

3. Положения пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" и статьи 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации были реализованы на очередных президентских выборах, состоявшихся 16 июня - 3 июля 1996 года, на которых действовавший Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин был вновь избран на эту должность. В отношении его кандидатуры на всех стадиях избирательного процесса (регистрация кандидатов, голосование, вступление в должность), предусмотренных Федеральным законом от 17 мая 1995 года "О выборах Президента Российской Федерации" в соответствии со статьей 81 (часть 4) Конституции Российской Федерации, определялось, что он баллотировался и был избран на второй срок подряд.

Так, Совет Федерации своим Постановлением от 15 ноября 1995 года назначил выборы Президента Российской Федерации на 16 июня 1996 года, указав при этом, что Постановление принято "в соответствии со статьей 81, пунктом "д" части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", т.е. определил дату проведения выборов исходя из того, что истек первый конституционный срок полномочий Президента Российской Федерации.

Об этом свидетельствует также ряд постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятых в декабре 1995 года - мае 1996 года, - о регистрации действовавшего Президента Российской Федерации кандидатом на эту должность на второй срок (Постановление от 3 апреля 1996 года), о регистрации его доверенных лиц, о выделении ему как кандидату денежных средств, о регистрации инициативных групп и уполномоченных представителей инициативных групп избирателей. Все эти правоприменительные решения, принятые на основании положений статьи 81 и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации, а также во исполнение соответствующих требований Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", рассматривали действовавшего Президента Российской Федерации как кандидата на эту должность именно на второй срок. Указанные решения не подвергались сомнению и не оспаривались, в том числе ни им самим, ни другими кандидатами.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 9 июля 1996 года было официально объявлено, что Президент Российской Федерации считается избранным на эту должность на второй срок. На официальной церемонии вступления в должность Президента Российской Федерации 9 августа 1996 года, состоявшейся согласно статье 82 Конституции Российской Федерации в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации объявил о том, что волей народов России Президент Российской Федерации избран на второй срок, и вручил ему удостоверение об избрании Президентом Российской Федерации на второй срок (1996 - 2000 годы), а избранный Президент Российской Федерации принес присягу народу и, таким образом, вступил в должность на второй срок подряд.

Следовательно, все участники избирательного процесса - избиратели, соответствующие правоприменители и сам Президент Российской Федерации исходили из того, что он выдвигался, поддерживался и избирался как лицо, претендующее на занятие должности Президента Российской Федерации на второй срок подряд, был избран на второй срок подряд, а предшествующий период был для него соответственно первым сроком, и именно в таком смысле пункт 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" и статья 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи были применены и реализованы в конкретных правоотношениях в процессе состоявшихся выборов.

Из изложенного с очевидностью вытекает, что избиратели, голосуя в 1996 году за кандидатуру действовавшего Президента Российской Федерации, исходили из того, что избирают его на второй срок полномочий в соответствии со статьей 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Свободные выборы, согласно статье 3 (часть 3) Конституции Российской Федерации, являются высшим непосредственным выражением власти народа. В этой связи доводы о том, что предусмотренное статьей 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации ограничение продолжительности полномочий одного и того же Президента двумя сроками подряд относится якобы только к случаю, когда оба срока полностью имели место в период действия нынешней Конституции Российской Федерации, и что указанный в пункте 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения" срок не является первым сроком в смысле статьи 81 (часть 3), вступают в противоречие с выраженной на выборах волей народа.

Необходимо учесть, что сам Президент Российской Федерации, являясь согласно статье 80 (часть 2) Конституции Российской Федерации гарантом Конституции Российской Федерации, неоднократно публично заявлял, что на очередных выборах в 2000 году не будет баллотироваться на должность Президента Российской Федерации на следующий срок полномочий, ибо это было бы нарушением Конституции Российской Федерации, и что он не намерен добиваться ее изменения ради выдвижения своей кандидатуры.

4. Цель толкования Конституции Российской Федерации, осуществляемого в соответствии с ее статьей 125 (часть 5) Конституционным Судом Российской Федерации, заключается в том, чтобы, устранив неопределенность в понимании конституционных положений, обеспечить надлежащее их применение, соблюдение, исполнение и использование.

В данном же случае Конституционный Суд Российской Федерации, проведя слушание дела и исследовав представленные документы, констатирует отсутствие неопределенности в понимании конституционных положений, наличие которой, согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", служит необходимым основанием к рассмотрению дела и вынесению по нему итогового решения в форме постановления. Отсутствует неясность в понимании того, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством действующий Президент Российской Федерации занимает свою должность второй срок подряд. Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения", не допускает. Имеющий переходный характер пункт 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации в июне - июле 1996 года был исчерпан и в дальнейшем регулятором общественных отношений служить не может.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частью второй статьи 36, пунктом 2 части первой статьи 43, статьей 68, частями первой и четвертой статьи 71, частями первой и второй статьи 72, статьей 74, частями первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Производство по делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации прекратить в связи с отсутствием неопределенности в их понимании, поскольку в соответствии с ними Президент Российской Федерации до выборов в июне - июле 1996 года осуществлял свои полномочия первый срок и был в 1996 году избран на второй срок подряд.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному делу окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, является общеобязательным, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете", а также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Конституционный Суд
Российской Федерации

ОСОБОЕ МНЕНИЕ
СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Т.Г. МОРЩАКОВОЙ ПО ДЕЛУ
О ТОЛКОВАНИИ ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 81 И ПУНКТА 3 РАЗДЕЛА
ВТОРОГО "ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ"
КОНСТИТУЦИИ РФ

1. Обратившись в Конституционный Суд с запросом о толковании названных положений Конституции Российской Федерации, Государственная Дума исходила из того, что кандидатом на следующих выборах Президента Российской Федерации может быть выдвинуто лишь лицо, не занимавшее ранее этой должности.

Эта позиция обосновывалась тем, что согласно статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд, а в соответствии с п. 3 раздела второго Конституции с момента ее вступления в силу избранный в соответствии с прежней Конституцией Президент Российской Федерации с 1994 г. осуществлял полномочия, установленные уже новой Конституцией, и потому, как полагает Государственная Дума, его избрание на президентских выборах 1996 года было избранием на второй срок подряд.

Такое свое представление, в котором по существу формулируется основание для отказа в регистрации кандидатом на следующих президентских выборах, Государственная Дума хотела подтвердить решением Конституционного Суда о толковании указанных положений.

Между тем из характера переходного положения, содержащегося в п. 3 раздела второго Конституции, в том аспекте, как его просит истолковать Государственная Дума, следует, что данный пункт имеет специфическую правовую природу: при любом истолковании он мог бы быть применен в будущем только один раз - если бы встал вопрос о регистрации кандидатом в ходе следующей избирательной кампании действующего Президента РФ, т.е. только в одном индивидуальном правовом акте. Это подтверждается и в определении Конституционного Суда по данному делу.

Однако принятие индивидуальных правовых актов относится к компетенции правоприменительных органов, которые с учетом фактических обстоятельств дела разрешают, в частности, вопросы о регистрации кандидатов на выборах. В данном случае это относится к компетенции Центральной избирательной комиссии, решения которой могут быть обжалованы в Верховный Суд Российской Федерации.

Рассмотрение Конституционным Судом поставленного Государственной Думой вопроса до и вместо правоприменителей, которым надлежало бы разрешить указанную гипотетическую ситуацию, если бы она вообще возникла, является вмешательством в такой правоприменительный процесс и противоречит идее прямого действия Конституции Российской Федерации. Это не согласуется и с положением части 3 статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", по смыслу которого Конституционный Суд во всех случаях должен воздерживаться от оценки обстоятельств, которые устанавливаются другими судами и иными органами.

В силу изложенного запрос Государственной Думы о толковании названных положений Конституции Российской Федерации не отвечает критериям допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", и Конституционный Суд не должен был принимать его к рассмотрению.

2. В определении Конституционного Суда констатируется (п. 3 мотивировочной части), что на всех стадиях избирательного процесса в ходе президентских выборов 1996 года, а также после их завершения у их участников не возникали какие-либо разногласия и споры по поводу правовой оценки результатов выборов, включая их оценку как выборов Президента Российской Федерации на второй срок. Именно это свидетельствует, по мнению Конституционного Суда, о том, что и в настоящий момент не существует даже чисто гипотетической возможности споров по данному вопросу в связи с грядущими президентскими выборами.

При таких условиях принятие Конституционным Судом к рассмотрению запроса Государственной Думы является изначально необоснованным. Конституционный Суд в своих прежних определениях об отказе в принятии обращений к рассмотрению, в том числе и запросов о толковании отдельных конституционных положений, неоднократно указывал, что не признает допустимыми такие запросы, если они не связаны с возможным применением конституционной нормы, имеют сугубо теоретическую или, напротив, чисто политическую направленность, либо фактически рассчитаны на дополнение конституционного текста и содержат ходатайство о толковании таких положений, которые в Конституции не закреплены.

Не было никаких правовых резонов для того, чтобы отступить от указанных критериев допустимости запроса о толковании и в данном случае. Руководствоваться же общественными ожиданиями Конституционный Суд не имеет права.

В то же время возникновение в ходе избирательной кампании какого-либо конкретного спора по поводу вопросов, поставленных Государственной Думой в данном деле, при условии, что компетентные правоприменительные органы, а именно ЦИК и Верховный Суд Российской Федерации, не выработали бы в конкретном деле определенной позиции либо другие участники избирательного процесса возражали бы против нее, было бы достаточным основанием для толкования соответствующих конституционных предписаний Конституционным Судом. При этом прежнее решение Конституционного Суда об отказе в принятии к рассмотрению аналогичного обращения о толковании не могло бы служить препятствием для признания запроса управомоченного субъекта допустимым, поскольку позиция Конституционного Суда по существу толкования нормы в такого рода решениях, исходя из самой их природы, не формулируется.

В данном же определении, напротив, Конституционный Суд подтвердил отсутствие какой-либо неопределенности в вопросе о том, что Президент Российской Федерации, осуществляя до 1996 года предусмотренные действующей Конституцией полномочия, был избран на выборах в 1996 году на второй срок подряд.

Такая формулировка является выражением мнения Конституционного Суда по существу вопроса. И хотя она аргументирована только ссылками на решения других правоприменительных органов, это лишает Конституционный Суд возможности вмешаться в правоприменительный процесс, если в будущем возникла бы потребность дать толкование тех же положений в связи с отклонением правоприменительных инстанций от прежних представлений. При этом в реально возникшей спорной ситуации уже было бы исключено влияние на решения правоприменителей с помощью конституционного судопроизводства.

В то же время Конституционный Суд в своем определении использовал позиции правоприменителей в уже состоявшемся процессе президентских выборов для обоснования своих выводов. Однако толкование Конституции другими органами при принятии ими конкретных правоприменительных решений не может связывать Конституционный Суд, а подтверждение им правильности такого казуального толкования должно основываться на анализе конституционных положений, осуществленном им самим.

Если такой анализ отсутствует, то Конституционный Суд не правомочен подтверждать выводы правоприменительных органов, основанные на их собственном истолковании применяемых конституционных норм. Поэтому и в данном определении Конституционного Суда о прекращении производства основанием для такого прекращения могла быть лишь неподведомственность в данный момент поставленного вопроса Конституционному Суду, поскольку Конституционный Суд не должен вне конкретного спора предварять решения ЦИК и Верховного Суда Российской Федерации, которые могли бы быть приняты ими в ходе будущего избирательного процесса.

3. Конституционный Суд, рассмотрев запрос Государственной Думы в судебном заседании, прекратил производство по делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации в связи с отсутствием неопределенности в их понимании, поскольку согласно представлениям всех участников избирательного процесса "Президент Российской Федерации до выборов в июне - июле 1996 года осуществлял свои полномочия первый срок и был в 1996 году избран на второй срок подряд". Этот факт, как указал Конституционный Суд, установлен в актах Совета Федерации и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, связанных с назначением и проведением выборов в 1996 году.

Однако конституционно - правовая обоснованность такого однозначного утверждения именно в ходе судебного заседания была подвергнута не только сомнениям, но и серьезной научно - теоретической критике. Представители юридической науки, выступившие в качестве независимых экспертов, в своих заключениях не пришли к единому мнению по вопросам о том, как определяется срок полномочий органов власти, чем отличается продолжение исполнения государственных функций в переходный к созданию новых институтов власти период, связанный с принятием новой Конституции, с одной стороны, от правопреемства, с другой; можно ли оценивать как идентичные созвучные институты президентства по прежней и действующей конституциям вне связи с изменившимся контекстом конституционного регулирования; чем при принятии новых конституций объясняются различия в подходах к решению вопроса о допустимости или недопустимости признания сроков полномочий президентов, избранных по ранее действовавшим конституциям, в качестве первых сроков президентских полномочий по новой Конституции, что находит отражение в конституциях и решениях органов конституционного судопроизводства многих других стран. Этот перечень отнюдь не простых правовых проблем можно было бы продолжить. Однако и из приведенного видно, что различия, а значит, и неопределенность в их интерпретации не исключаются.

В то же время в настоящих условиях, когда реальная потребность толкования указанных положений, которая могла бы проявиться только в ходе избирательной кампании по проведению следующих президентских выборов, ничем не подтверждена, у Конституционного Суда не было достаточных оснований ни для внесения запроса Государственной Думы на рассмотрение в судебное заседание, ни для углубления оценки этих правовых вопросов в процедуре конституционного судопроизводства, ни тем более для их решения по существу в определении о прекращении производства по делу. Конституционный Суд не должен подобным образом вмешиваться в текущий политический процесс.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Статья 81