pr42.site



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Объявление

Рейтинг

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Статья 85


ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Статья 85

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 4 Президент Российской Федерации
Статья 85

1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 85

1. Часть 1 статьи 85 посвящена правомочию Президента РФ разрешать конфликты и разногласия, во-первых, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и, во-вторых, между органами государственной власти субъектов РФ.

2. В Конституции не конкретизировано понятие согласительных процедур, что имеет принципиальное значение, так как в результате Президент оказывается свободным в выборе из большого диапазона согласительных процедур, суть которых состоит в выдвижении компромиссных вариантов и в конечном счете в достижении согласованного решения. Наиболее часто для достижения согласованного решения Президентом используются организация переговоров с участием спорящих сторон и образование согласительных комиссий. Возможно применение и других согласительных процедур - создание третейских судов, оказание "добрых услуг" и т.п.

3. Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. образован Государственный Совет РФ, который содействует Президенту РФ при использовании им согласительных процедур.

4. Часть 2 статьи 85 содержит право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ и перечень оснований такого приостановления. К ним относятся: противоречие данных актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Конституция не предоставляет Президенту полномочий по отмене этих актов, оставляя это на усмотрение соответствующего суда. Такими судами может выступать Конституционный Суд РФ, конституционные суды субъектов РФ.

0

3

Статья 85

1. Президент наделен Конституцией правом использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации.

Процедура разрешения споров, связанных с разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации, включает проведение переговоров, использование Президентом согласительных процедур на основе ФЗ от 6 октября 1999 г. (СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005, с изм.). Обеспечение проведения согласительных процедур Указом Президента от 21 июня 2004 г. N 791 возложено на Управление Президента по внутренней политике в пределах его полномочий (СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2650).

В силу Конституции разногласия между органами государственной власти могут разрешаться путем передачи Президентом спора на рассмотрение соответствующего суда в случае недостижения взаимоприемлемого решения на стадии использования согласительных процедур. При этом ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом (ч. 3 ст. 125 Конституции). В соответствии с ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" допустимость обращения ставится в зависимость от предварительного использования Президентом согласительных процедур для разрешения разногласий в споре о компетенции (ч. 2 ст. 93). Высший Арбитражный Суд рассматривает экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Федерации в соответствии с ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589; с изм.).

В качестве меры, направленной на обеспечение единства правового пространства России, следует назвать создание федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Федерации в соответствии с Указом Президента от 10 августа 2000 г. N 1486 (СЗ РФ. 2000. N 33. Ст. 3356; 2003. N 25. Ст. 2515), а также возложение Указом от 13 октября 2004 г. N 1313 на Министерство юстиции РФ государственного учета нормативных правовых актов субъектов РФ (СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4108; с изм.).

2. Если акты органов исполнительной власти субъектов Федерации противоречат Конституции, федеральным законам (имеются в виду и федеральные конституционные законы), международным обязательствам России, а также нарушают права и свободы человека и гражданина, Президент вправе приостанавливать действие таких актов. Это полномочие Президента проистекает из его конституционного статуса гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающего осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Указы Президента приостанавливают применение актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, но не отменяют их. В случае спора вопрос решается судом.

ФЗ от 6 октября 1999 г. Президент наделен правом выносить предупреждение законодательному органу субъекта Федерации, а в соответствующих случаях ставить вопрос о его роспуске, предупреждать высшее должностное лицо субъекта и отрешать его от должности при издании ими нормативных правовых актов, противоречащих Конституции и федеральным законам, нарушающих права граждан (СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; с изм.).

Полномочный представитель Президента в федеральном округе в соответствии с Положением о его статусе в случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов Федерации Конституции и федеральным законам, нарушения прав и свобод человека и гражданина вносит Президенту предложения о приостановлении действия этих актов (Указ от 13 мая 2000 г. N 849//СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2112; с изм.). Предложения о приостановлении действия таких актов вносятся также Государственно-правовым управлением Президента (СЗ РФ. 2004. N 22. Ст. 2147) и Управлением Президента по внутренней политике (СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2650).

В качестве примеров использования Президентом своего статуса гаранта Конституции можно привести издание им только в 2000 г. ряда указов о приостановлении действия противоречащих Конституции и федеральным законам актов: Президента и Правительства Республики Ингушетии (СЗ РФ. 2000. N 19. Ст. 2060, 2061, 2064; N 36. Ст. 3635); глав администраций Амурской, Смоленской и Оренбургской областей (СЗ РФ. 2000. N 19. Ст. 2064; N 21. Ст. 2164; N 36. Ст. 3637); Президента Республики Адыгеи (СЗ РФ. 2000. N 24. Ст. 2544; N 38. Ст. 3777, 3778); губернатора Тверской и Тульской областей (СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2676; N 34. Ст. 3436), других подобных актов.

0

4

Статья 85

В части первой комментируемой статьи президент наделяется правом использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Президент может применить согласительные процедуры как по своей инициативе, так и по инициативе законодательного или исполнительного органов государственной власти в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Такие случаи предусмотрены, например, нормами Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. от 29 марта 2008 г.)*(436). В случае возникновения разногласий при приведении в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации или иного нормативного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации Президент Российской Федерации использует согласительные процедуры для их разрешения.

Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" предусмотрено, что Президент Российской Федерации уведомляет о полученном предложении об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Совет Федерации, Государственную Думу, Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации. Следовательно, консультации могут быть одной из форм согласительных процедур Президента.

Регламент Государственной Думы предусматривает возможность создания по предложению либо с предварительного согласия Президента Российской Федерации специальную комиссию для выработки согласованного текста федерального закона по отклоненному Президентом Российской Федерации федеральному закону с учетом предложений Президента Российской Федерации.

Важно отметить, что, имея такую форму работы, как согласительные процедуры, инициатором и участником которых он может выступать, Президент опирается не только на свои властные полномочия, но и на свой политический авторитет.

Конкретизации термина "согласительные процедуры" в законодательстве нет. Думается, это могут быть переговоры, создание специальных комиссий или иных форм согласования спорных вопросов. Задача согласительных процедур - выработка сторонами согласованного решения.

В случае недостижения в ходе согласительных процедур взаимно приемлемого решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Например, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом Российской Федерации (п. "а", "б" и "в" ч. 3 ст. 125).

2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Более подробно процедура приостановления актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации предусмотрена, например, нормами ст. 29 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Президент Российской Федерации вправе приостановить действие акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также действие акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае противоречия этого акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

В период действия Указа Президента Российской Федерации о приостановлении действия актов высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и (или) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не может быть издан другой акт, имеющий тот же предмет регулирования, за исключением акта, отменяющего акт, действие которого приостановлено Президентом Российской Федерации, либо вносящего в него необходимые изменения.

В данном случае высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации.

0

5

Статья 85

     1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры
для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение
спора на рассмотрение соответствующего суда.
     2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия
этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным
обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и
гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

     Комментарий к статье 85

     1. Президент Российской Федерации наделен Конституцией правом использовать
согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской
Федерации. При Президенте создана специальная комиссия, на которую возложена
среди других обязанностей подготовка предложений о применении согласительных
процедур (СЗ РФ, 1995, N 41, ст. 3875; 1996, N 5, ст. 461). Эти процедуры
могут осуществляться в различных формах: совместного обсуждения спорных вопросов,
создания согласительных комиссий, поиска консенсуса. Инициатива может исходить
как от самого Президента Российской Федерации, так и от иных органов государственной
власти, например от Государственной Думы (СЗ РФ, 1996, N 15, ст. 1562).
     В силу Конституции Российской Федерации разногласия между органами государственной
власти могут разрешаться путем передачи Президентом Российской Федерации спора
на рассмотрение соответствующего суда в случае недостижения взаимоприемлемого
решения на стадии использования согласительных процедур.
     Ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом Российской
Федерации (ч. 3 ст. 125 Конституции). При этом в соответствии с Федеральным
конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" допустимость
обращения, вносимого в Суд в порядке ч. 1 ст. 85 Конституции Российской Федерации,
ставится в зависимость от использования Президентом Российской Федерации согласительных
процедур для разрешения разногласий в споре о компетенции.
     Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской
Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1589) предусматривает рассмотрение Высшим
Арбитражным Судом Российской Федерации экономических споров между Российской
Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Российской Федерации
(п. 1 ч. 1 ст. 10).

     2. Если акты органов исполнительной власти субъектов федерации противоречат
Конституции России, федеральным законам (имеются в виду и федеральные конституционные
законы), международным обязательствам Российской Федерации, а также нарушают
права и свободы человека и гражданина, Президент России вправе приостановить
действие таких актов. Это полномочие Президента Российской Федерации проистекает
из его конституционного статуса гаранта Конституции Российской Федерации,
прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающего осуществление полномочий
федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
Указы Президента Российской Федерации приостанавливают применение актов органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но не отменяют их. В
случае спора вопрос решается судом. Данное конституционное полномочие Президента
Российской Федерации распространяется на акты президентов республик (если
они являются носителями исполнительной власти), правительств, администраций
субъектов Российской Федерации и глав администраций. Президент Российской
Федерации не вправе приостановить или отменить действие законов субъектов
Российской Федерации, поскольку это было бы вмешательством в деятельность
законодательной и судебной властей.
     В качестве примеров использования Президентом Российской Федерации своего
статуса гаранта Конституции Российской Федерации можно привести издание им
Указов о приостановлении действия актов: Правительства Ленинградской области,
администраций Ненецкого автономного округа, Красноярского края, Мурманской
и Воронежской областей (САПП, 1994, N 13, ст. 1001; N 11, ст. 867; N 14, ст.
1070; СЗ РФ, 1994, N 15, ст. 1714; 1996, N 18, ст. 2116), а также Указов Президентов
Республики Ингушетия, Республики Саха (Якутия), Чувашской Республики, Республики
Башкортостан (САПП, 1994, N 15, ст. 1215; СЗ РФ 1994, N 4, ст. 305; 1995,
N 4, ст. 281; 1996, N 4, ст. 262).

0

6

Статья 85

     1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры
для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение
спора на рассмотрение соответствующего суда.
     2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия
этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным
обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и
гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

     Комментарий к статье 85

     В этой статье Президент наделяется правом использовать согласительные
процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти
как Российской Федерации, так и ее субъектов. Очевидно, что Президент может
применить согласительные процедуры как по своей инициативе, так и по инициативе
законодательного или исполнительного органа государственной власти.
     Важно отметить, что, выступая инициатором проведения согласительных процедур
и участником переговоров или иных форм согласования спорных вопросов, Президент
опирается не только на свои властные полномочия, но и на свой политический
авторитет. В ходе согласительных процедур сторонами вырабатывается согласованное
решение.
     Примером использования упомянутых в п. 1 ст. 85 Конституции согласительных
процедур является и организация по инициативе Президента договорного процесса,
завершившегося подписанием 28 апреля 1994 г. Договора об общественном согласии,
направленного на стабилизацию политических отношений в Российской Федерации.
Участниками Договора явились федеральные органы государственной власти, субъекты
Российской Федерации, партии, профсоюзы, другие общественные объединения,
а также религиозные объединения.
     В Конституции устанавливается, что в случае недостижения в ходе согласительных
процедур согласованного решения Президент может передать разрешение спора
на рассмотрение соответствующего суда. Например, ряд споров о компетенции
разрешается Конституционным Судом Российской Федерации (п. "а", "б" и "в"
ч. 3 ст. 125).
     В ч. 2 ст. 85 указывается на право Президента приостанавливать действие
актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия
этих актов Конституции России, федеральным законам и международным обязательствам
Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина. Действие
таких актов приостанавливается до решения вопроса соответствующим судом.
     Оценивая полномочия Президента, установленные ч. 2 ст. 85 Конституции,
надо иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 77 в пределах ведения Российской
Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения
Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной
власти в России (см. комментарий к ст. 77).

0

7

На сегодняшний день не найдены дополнительные материалы к статье 85 Конституции Российской Федерации. При наличии дополнительных материалов к статье 85 Конституции РФ прошу регистрироваться на форуме сайта и предлагать материалы для размещения администратору форума. Таким образом есть шанс собрать наиболее полную и полезную каждому правовую базу по каждой статье Конституции РФ. Всем спасибо.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Статья 85