pr42.site



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Объявление

Рейтинг

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Статья 93


ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Статья 93

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 4 Президент Российской Федерации
Статья 93

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 93

1. В статье предусмотрено одно из оснований прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации, перечисленных в части 2 статьи 92 Конституции, а именно отрешение Президента от должности до истечения срока его полномочий. Отрешение от должности предусматривает особый порядок и связанные с этим процедуры, в которых участвуют Государственная Дума, Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, а также Совет Федерации. Аналогичный порядок отстранения Президента и иных должностных лиц от должности известен законодательству некоторых иностранных государств как импичмент. Конституция связывает отрешение Президента от должности с необходимостью привлечения его к ответственности за тяжкое преступление. Ответственность же Президента за совершение тяжкого преступления является юридической (основанием юридической ответственности является правонарушение), а не политической, как, например, у Правительства перед парламентом. Политическая ответственность главы государства встречается чрезвычайно редко и не имеет серьезного значения в свете отношений ветвей власти.

2. Отрешение Президента от должности может произойти только на основании обвинения его в совершении указанного в части 1 статьи 93 преступления, а именно государственной измены или иного тяжкого преступления. Определение государственной измены дано в статье 275 УК. Весьма проблематичным является термин "иное тяжкое преступление", который находил свое отражение исключительно в Уголовном кодексе России, действовавшем на момент принятия Конституции РФ 1993 г. В нем была специальная статья 71, в которой были перечислены все тяжкие преступления. В Уголовном кодексе РФ 1996 г. дана новая классификация преступлений. Согласно статье 15 УК РФ преступления подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности. Формально получается, что Президент может обвиняться в совершении только тяжких преступлений (срок лишения свободы - от пяти до десяти лет), но не в особо тяжких (срок лишения свободы - свыше 10 лет). Однако государственная измена, о которой идет речь в статье 93 в действующем Уголовном кодексе относится к особо тяжким преступлениям. Ясно, что формулировка части 1 статьи 93 после вступления в силу УК РФ 1996 г. прежде всего подразумевает государственную измену как особо тяжкое преступление и, видимо, некоторые иные особо тяжкие преступления.

3. Порядок отрешения включает несколько стадий. Согласно пункту "е" статьи 102 Конституции отрешение Президента от должности возложено на Совет Федерации Федерального Собрания. Порядок отрешения определен в Регламенте Совета Федерации.

4. Выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации, как следует из части 1 комментируемой статьи, а также пункта "ж" статьи 103 Конституции, - прерогатива Государственной Думы. Из содержания части 1 статьи 93 Конституции следует, что Государственная Дума образует специальную комиссию, которая в соответствии с Регламентом Государственной Думы оценивает соблюдение процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. Специальная комиссия заслушивает на своих заседаниях лиц, имеющих сведения о фактах, положенных в основу предложения о выдвижении обвинения, рассматривает соответствующие документы, заслушивает представителя Президента. Обвинение выдвигается по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы.

5. Предложение о выдвижении обвинения против Президента и заключение специальной комиссии рассматриваются на заседании Государственной Думы. Государственная Дума принимает решение о выдвижении обвинения 2/3 голосов от общего числа депутатов.

6. Выдвинутое Государственной Думой обвинение против Президента направляется в Верховный Суд Российской Федерации, который дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления, послуживших основанием для обвинения.

7. Соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно подтверждаться заключением Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд дает его по запросу Совета Федерации (часть 7 статьи 125 Конституции).

8. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не менее чем 2/3 голосов от общего числа состава палаты и не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения. Установлено, что если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента считается отклоненным. Отрешение Президента от должности на основании предъявленного обвинения не означает привлечения его к уголовной ответственности, а также его осуждения.

9. Юридическая ответственность главы государства известна при всех формах республиканского правления. Наиболее близкой для российской процедуры ответственности главы государства является импичмент Президента США, поскольку в Италии и ФРГ аналогичные процессы не имеют серьезного значения из-за парламентской формы правления, а во Франции подобная процедура до сих пор не отработана даже в законодательстве (например, во французском уголовном праве понятие "государственная измена" до сих пор не сформулировано). Процедура отрешения Президента России от должности весьма своеобразна и достаточно сложна (есть сомнения, что Президента вообще можно отрешить от должности в рамках этой процедуры). Эта сложность не позволяет парламенту превратить ее в орудие политической борьбы и угрожать Президенту отстранением от должности по чисто политическим мотивам.

10. Отрешение Президента от должности на основании обвинения, подтвержденного заключением Верховного Суда, еще не означает, что впоследствии он будет непременно признан судом виновным в совершении преступления. Заключение Верховного Суда, подтверждающее обвинение, - это еще не вступивший в законную силу обвинительный приговор компетентного суда. Следовательно, возможна ситуация, когда отрешенный от должности теперь уже экс-президент будет признан судом невиновным в совершении преступления, обвинение в котором послужило формальным основанием для отрешения его от должности. Но экс-президент не будет восстановлен в должности. Таким образом, окажется, что отрешение от должности произошло без причин юридического характера. И наоборот, вопреки заключению Верховного Суда, подтверждающему обвинение, Совет Федерации по политическим соображениям может не принять решение об отрешении Президента от должности. Наконец, Государственная Дума может либо выдвигать, либо не выдвигать обвинение против Президента по тем же политическим соображениям независимо от причин юридического характера.

0

3

Статья 93

1. В Российской Федерации вместе с учреждением поста Президента в 1991 г. был введен и порядок отрешения его от должности в случае нарушения Конституции, законов, а также данной им присяги (ст. 121-10 Конституции 1978 г., в ред. Закона от 24 мая 1991 г.//Ведомости РСФСР. 1991. N 22. Ст. 776).

Конституция предусматривает возможность отрешения Президента от должности на основании выдвинутого в отношении него обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Составы тяжких и особо тяжких преступлений определяются УК. В отличие от отставки, которая носит добровольный характер (ч. 2 ст. 92 Конституции), отрешение Президента от должности предполагает принудительное лишение главы государства его полномочий.

Конституция установила конкретную процедуру рассмотрения вопроса об отрешении Президента. В ней участвуют палаты Федерального Собрания, Верховный Суд и Конституционный Суд. При этом Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления, а Верховный Суд - о наличии в действиях Президента признаков преступления.

2. Выдвинуть обвинение против Президента в совершении им тяжкого преступления вправе Государственная Дума. При этом предложение об этом может исходить только от группы депутатов, составляющей не менее трети общего числа членов этой палаты, и должно быть обоснованным, т.е. содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту, и на его причастность к этому преступлению.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента направляется Государственной Думой в соответствии с ее Регламентом для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения на заключение специальной комиссии, избираемой этой палатой.

Государственная Дума принимает большинством голосов общего числа депутатов постановление о процедуре обсуждения предложения о выдвижении обвинения против Президента (например, постановления от 12 мая 1999 г., связанные с правительственным кризисом в России//СЗ РФ. 1999. N 20. Ст. 2415 и 2422). Постановление о выдвижении обвинения против Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления принимается двумя третями голосов общего числа депутатов. Каждое такое решение оформляется постановлением Госдумы без дополнительного голосования и в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Верховный Суд и Конституционный Суд (гл. 22 Регламента Государственной Думы//СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; с изм.).

Отрешение Президента от должности в соответствии с ч. 1 ст. 93 и п. "е" ч. 1 ст. 102 Конституции отнесено к ведению Совета Федерации. После получения из Государственной Думы соответствующих документов постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента со всеми материалами незамедлительно направляется в Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, и созывается внеочередное заседание Совета Федерации для принятия решения о направлении в Конституционный Суд запроса о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (гл. 23 Регламента Совета Федерации//СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635; с изм.).

Конституционный Суд, руководствуясь частью 7 ст. 125 Конституции, дает заключение о соблюдении или несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В случае принятия Конституционным Судом решения о несоблюдении такого порядка рассмотрение обвинения против Президента прекращается (ст. 107-110 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").

При вынесении Конституционным Судом заключения о том, что порядок выдвижения обвинения против Президента соблюден и соответствует требованиям Конституции, созывается заседание Совета Федерации. Решение об отрешении Президента от должности принимается Советом Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней большинством голосов не менее двух третей общего числа членов этой палаты. Если решение Совета Федерации по этому вопросу не набрало необходимого числа голосов, рассмотрение обвинения против Президента прекращается. Соответствующее постановление Совета Федерации незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения.

3. В соответствии с Конституцией решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения против него обвинения. Все государственные органы, участвующие в процессе рассмотрения данного вопроса, должны укладываться в определенные сроки, чтобы не нарушить данный конституционный срок. Для палат Федерального Собрания такие сроки регулируются их регламентами. Так, Государственная Дума направляет постановление о выдвижении обвинения против Президента в Совет Федерации в пятидневный срок; Председатель Совета Федерации в срок не позднее одного месяца со дня принятия Госдумой решения о выдвижении обвинения против Президента созывает внеочередное заседание палаты для принятия решения о направлении запроса в Конституционный Суд; Конституционный Суд, в свою очередь, должен дать заключение не позднее десяти дней после регистрации запроса (ст. 109 ФКЗ о Конституционном Суде); Совет Федерации включает вопрос об отрешении Президента от должности первым в повестку дня заседания палаты, созываемого в срок, не превышающий 72 часа с момента получения заключения Конституционного Суда.

Если в установленный Конституцией трехмесячный срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

Председатель Правительства в случае отрешения Президента от должности временно, до вступления в должность вновь избранного Президента, исполняет его обязанности на основании ч. 2 и 3 ст. 92 Конституции (Постановление Конституционного Суда от 6 июля 1999 г. N 10-П//СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3773).

Досрочные выборы нового Президента при отрешении прежнего Президента от должности, как и в других случаях прекращения им своих полномочий до истечения конституционного срока, должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий (ч. 2 ст. 92 Конституции). Такие выборы назначаются Советом Федерации не позднее чем через 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий (ст. 5 ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации").

0

4

Статья 93

1. При введении поста Президента РСФСР в 1991 г. в Конституции предусматривалась возможность его отрешения от должности в случае нарушения им Конституции РСФСР, законов РСФСР и принесенной присяги. Действующая Конституция РФ установила такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Президент РФ, согласно ст. 93 Конституции, может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Хотя такие нормы навеяны опытом конституционного регулирования некоторых зарубежных стран, трудно себе вообразить, чтобы Президентом России был избран человек, способный совершить столь тяжкие деяния. Кроме того, формулировка ст. 93 в определенном смысле вызывает удивление - получается, что лицо, занимающее пост Президента РФ и совершившее деяние, которое хотя и не подпадает под признаки тяжкого преступления, но все-таки является уголовным преступлением, не может быть отрешено от должности. То, что уголовный преступник вправе оставаться на посту Президента РФ, Конституция не исключает. Конечно, предполагается, что его все-таки заставят подать в отставку. Очевидно, при грядущих конституционных реформах в России придется решить более четко и вопрос об основаниях отрешения Президента от должности.

2. Процедура при отрешении по Конституции и регламентам Государственной Думы и Совета Федерации заключается в следующем. Предложение о выдвижении обвинения против Президента может быть внесено по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы. Дума образует специальную комиссию и получает ее заключение по существу вопроса. Согласно Регламенту Государственной Думы обсуждение предложения депутатов проводится на заседании Государственной Думы, на котором выступают уполномоченный от группы депутатов, выдвинувших обвинение, представитель специальной комиссии, обязательно заслушивается заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления, выступают депутаты, эксперты; представители Президента и Правительства в Государственной Думе могут получить слово вне очереди. Государственная Дума принимает решение о выдвижении обвинения против Президента 2/3 от общего числа депутатов палаты.

3. Решение Государственной Думы передается в Совет Федерации, который обязан получить заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. По Регламенту Совета Федерации на его заседании рассмотрение вопроса начинается с сообщения Председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинения против Президента, затем слово предоставляется Председателю Конституционного Суда и Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключения этих органов, заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. На заседание Совета Федерации приглашается Президент, ему или его представителю может быть предоставлено слово по их желанию. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности принимается 2/3 голосов от общего числа членов данной палаты. Причем это решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента; если в указанный срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

0

5

Статья 93

     1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом
Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения
в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного
заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента
Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного
Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
     2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета
Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями
голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети
депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии,
образованной Государственной Думой.
     3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации
от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после
выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот
срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента
считается отклоненным.

     Комментарий к статье 93

     1. Впервые институт отрешения от должности Президента государства (импичмента)
был установлен Конституцией США, затем он был предусмотрен конституциями многих
стран мира.
     В Российской Федерации вместе с учреждением поста Президента России в
1991 г. был введен и порядок отрешения его от должности в случае нарушения
Конституции, законов, а также данной им присяги (ст. 121-10 Конституции РСФСР
1978 г. в редакции Закона от 24 мая 1991 г. - ВВС РСФСР, 1991, N 22, ст. 776).
     Действующая Конституция Российской Федерации предусматривает возможность
отрешения Президента от должности на основании выдвинутого в отношении его
обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Составы таких преступлений определяются Уголовным кодексом. В отличие от отставки,
которая носит добровольный характер (ч. 2 ст. 92 Конституции), отрешение Президента
Российской Федерации от должности предполагает принудительное лишение главы
государства его полномочий.
     Конституция установила конкретную процедуру рассмотрения вопроса об отрешении
Президента. В ней участвуют палаты Федерального Собрания, Верховный Суд Российской
Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации.

     2. Выдвинуть обвинение против Президента в совершении им тяжкого преступления
вправе Государственная Дума. При этом предложение об этом может исходить только
от группы депутатов, составляющей не менее одной трети от общего числа членов
этой палаты, и должно быть обоснованным, т.е. содержать конкретные указания
на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту, и его причастность
к этому преступлению.
     Предложение о выдвижении обвинения против Президента направляется Государственной
Думой для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности
обвинения на заключение специальной комиссии, избираемой этой палатой, а также
в Верховный Суд Российской Федерации для дачи заключения о наличии в действиях
Президента признаков преступления. Предложение о выдвижении обвинения против
Президента, заключения специальной комиссии палаты и Верховного Суда Российской
Федерации заслушиваются на заседании Государственной Думы. При этом может
быть проведено закрытое заседание. По итогам обсуждения палата проводит тайное
голосование. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против
Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления
принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов этой палаты и
направляется в Совет Федерации. Если предложение о выдвижении обвинения против
Президента не получило поддержки Государственной Думы, ею принимается постановление
об отказе в выдвижении обвинения против Президента, которое является окончательным
(ст. 163-167 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания).
     Запрос о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против
Президента в совершении тяжкого преступления направляется в Конституционный
Суд Российской Федерации Советом Федерации. Руководствуясь Конституцией (ч.
7 ст. 125), Конституционный Суд дает заключение о соблюдении или несоблюдении
порядка выдвижения обвинения. В случае принятия Конституционным Судом решения
о несоблюдении установленного порядка рассмотрение обвинения против Президента
прекращается (ст. 107-110 Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации").
     При вынесении Конституционным Судом заключения о том, что порядок выдвижения
обвинения против Президента соблюден и соответствует требованиям Конституции,
созывается заседание Совета Федерации. Постановление об отрешении Президента
от должности принимается Советом Федерации тайным голосованием большинством
голосов не менее двух третей от общего числа членов этой палаты. Если предлагаемое
решение Совета Федерации не набрало необходимого числа голосов, рассмотрение
обвинения Президента Российской Федерации прекращается, соответствующее постановление
незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего
сведения (ст. 171-177 Регламента Совета Федерации).
     3. В соответствии с Конституцией решение Совета Федерации об отрешении
Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный
срок после выдвижения против него обвинения. Все государственные органы, участвующие
в процессе рассмотрения данного вопроса, должны укладываться в определенные
сроки, чтобы не нарушить установленный конституционный срок. Так, Государственная
Дума в соответствии со своим Регламентом направляет постановление о выдвижении
обвинения против Президента в Совет Федерации в пятидневный срок, Совет Федерации
обращается с запросом в Конституционный Суд не позднее месяца со дня принятия
решения Государственной Думой; Конституционный Суд в свою очередь должен дать
заключение не позднее десяти дней после регистрации запроса; Совет Федерации
включает вопрос об отрешении Президента от должности первым в повестку дня
заседания палаты, созываемого в срок, не превышающий 72 часа с момента получения
заключения Конституционного Суда. Если в установленный Конституцией трехмесячный
срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента
считается отклоненным.
     Конституция Российской Федерации, как и основные законы других стран,
регулирует только отрешение Президента от должности. После импичмента Президент
может нести ответственность, если он совершил преступление, по нормам уголовного
законодательства как обычное лицо.

0

6

Статья 93

     1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом
Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения
в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного
заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента
Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного
Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
     2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета
Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями
голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети
депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии,
образованной Государственной Думой.
     3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации
от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после
выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот
срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента
считается отклоненным.

     Комментарий к статье 93

     В статье регулируется процедура отрешения Президента от должности, выражающая
особенности его юридической ответственности. Основаниями для отрешения являются
совершение Президентом государственной измены или иного тяжкого преступления.
Конституция установила закрытый перечень, преступлений, за совершение которых
Президент может быть отрешен от должности, составы этих преступлений определяются
в Уголовном кодексе.
     В процедуре отрешения Президента от должности находит выражение также
особый порядок привлечения Президента к ответственности. Согласно ст. 93 процедура
имеет три этапа.
     Первый этап состоит в выдвижении Государственной Думой обвинения против
Президента для отрешения его от должности. Согласно ч. 2 ст. 93 инициатива
в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов
Государственной Думы. Для рассмотрения данного вопроса в Государственной Думе
требуется также заключение специальной комиссии, образованной этой палатой,
она же вправе определять состав комиссии.
     Ввиду важности вопроса в Конституции устанавливается, что решение Государственной
Думы о выдвижении обвинения против Президента должно приниматься квалифицированным
большинством голосов, т. е., двумя третями голосов от общего числа депутатов
палаты.
     Второй этап процедуры отрешения Президента от должности включает подтверждение
решения Государственной Думы заключениями Верховного Суда и Конституционного
Суда России. В ч. 1 ст. 93 установлено, что Верховный Суд дает заключение
о наличии в действиях Президента признаков преступления, а Конституционный
Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
     Третий, завершающий этап процедуры отрешения Президента от должности
состоит в принятии Советом Федерации собственно решения об отрешении Президента
от должности. В ст. 93 устанавливается, что данное решение Совет Федерации
должен выносить на основании рассмотрения всех материалов: решения Государственной
Думы о выдвижении обвинения против Президента; заключений Верховного Суда
и Конституционного Суда, подтверждающих решение Государственной Думы; заключения
специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Такое решение должно
приниматься двумя третями голосов от общего числа депутатов Совета Федерации.
     Наряду с этим в Конституции специально оговаривается срок, в течение
которого Совет Федерации вправе принять решение об отрешении Президента от
должности. Этот срок равен трем месяцам после выдвижения Государственной Думой
обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не
будет принято, обвинения, выдвинутые против Президента, считаются отклоненными.
Отрешение Президента от должности также не состоится в случае принятия Советом
Федерации до истечения трехмесячного срока решения об отклонении обвинения
против Президента.
     Следует отметить, что отрешение Федеральным Собранием Президента от должности
не исключает возможности его уголовной ответственности за совершение преступления,
которое послужило основанием отрешения от должности.

0

7

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 1999 г. No. 10-П

ПО ДЕЛУ О ТОЛКОВАНИИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 92 (ЧАСТИ 2 И 3)
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.Т. Ведерникова, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
с участием представителей Государственной Думы как стороны, направившей запрос в Конституционный Суд Российской Федерации, - депутата Ю.М. Нестерова и постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации В.В. Лазарева,
руководствуясь статьей 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой статьи 3, пунктом 2 части второй статьи 21, статьями 36, 74 и 105 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
рассмотрел в открытом заседании дело о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной Думы о толковании положений частей 2 и 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений в их системной связи.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Н.В. Витрука, объяснения представителей Государственной Думы, выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.А. Митюкова, а также приглашенных в заседание представителей: от Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации С.М. Юдушкина, от Совета Федерации - адвоката И.Б. Власенко, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

установил:

1. Часть 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности; при этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
В части 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации определено, что во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации; исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
По мнению Государственной Думы, приведенные положения Конституции Российской Федерации не поддаются однозначному толкованию, поскольку неясно, относятся ли содержащиеся в части 3 статьи 92 слова "во всех случаях" только к тем случаям, которые упомянуты в части 2 данной статьи, либо возможно расширительное толкование этих слов; допускает ли Конституция Российской Федерации временное исполнение обязанностей Президента Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации в случаях, не названных в части 2 данной статьи; должно ли временное исполнение Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации безусловно повлечь за собой назначение новых выборов Президента Российской Федерации либо возможно возобновление исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий.
2. Смысл подлежащих толкованию положений Конституции Российской Федерации может быть выявлен с учетом места и роли Президента Российской Федерации в системе государственной власти, а также особенностей его конституционного статуса.
Президент Российской Федерации как глава государства избирается гражданами Российской Федерации и является постоянно действующим органом государственной власти (статья 80, часть 1; статья 81, часть 1). Конституция Российской Федерации устанавливает сроки полномочий Президента Российской Федерации, их начало и окончание: Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации (статья 92, часть 1).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации обеспечивает стабильность конституционного строя, согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации; Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности (статья 80, часть 2). В этих целях Президент Российской Федерации наделяется соответствующими полномочиями (статьи 83 - 90). Гарантиями деятельности Президента Российской Федерации как главы государства служат его неприкосновенность (статья 91) и правовые механизмы, обеспечивающие постоянность его функционирования в этом качестве и непрерывность осуществления им своих полномочий.
Согласно Конституции Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, и получаемые от него на основе свободных выборов полномочия Президента Российской Федерации никто не может присвоить (статья 3, части 1 и 4). В силу этого Конституция Российской Федерации устанавливает, что досрочное прекращение исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий, временное исполнение его обязанностей Председателем Правительства Российской Федерации возможны лишь при обстоятельствах, определенных самой Конституцией Российской Федерации, ее статьями 92 (части 2 и 3) и 93.
Положение части 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации о том, что во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации, согласуется со статьей 78 (часть 4) Конституции Российской Федерации, в силу которой Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, указанное положение части 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации имеет в виду прежде всего случаи, перечисленные в части 2 данной статьи, а также другие случаи, которые носят исключительный характер, что обусловлено всей системой норм, закрепляющих конституционные гарантии деятельности Президента Российской Федерации как главы государства, избираемого народом.
3. В тех исключительных случаях (помимо конституционно закрепленных случаев досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации), когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять своих обязанности, в целях обеспечения непрерывного осуществления государственной власти, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, он своим решением возлагает на Председателя Правительства Российской Федерации временное исполнение обязанностей Президента Российской Федерации с учетом ограничений, предусмотренных частью 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации. Именно так поступил Президент Российской Федерации 5 - 6 ноября 1996 года в связи с проведением ему хирургической операции, возложив на этой время исполнение обязанностей Президента Российской Федерации на Председателя Правительства Российской Федерации (Указы Президента Российской Федерации от 5 ноября 1996 года No. 1534 и от 6 ноября 1996 года No. 1535).
Если же в силу исключительных обстоятельств Президент Российской Федерации не в состоянии ни выполнять свои полномочия, ни возложить своим решением исполнение обязанностей Президента Российской Федерации на Председателя Правительства Российской Федерации, последний временно исполняет их в точном соответствии с положениями, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации.
Как следует из частей 2 и 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации, ограниченное по времени исполнение обязанностей Президента Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации имеет место соответственно до момента возвращения действующего Президента Российской Федерации к исполнению своих обязанностей или до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.
4. Частью 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации установлено также, что во всех случаях, когда Председатель Правительства Российской Федерации исполняет обязанности Президента Российской Федерации, ему не предоставляется право распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Данное ограничение распространяется на все случаи временного исполнения Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации - как предусмотренные частью 2 данной статьи случаи досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации, так и другие случаи исключительного характера.
При досрочном прекращении исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий по основаниям, указанным в части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации, проводятся выборы нового Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 75, 78, 79 и 106 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный суд Российской Федерации

постановил:

1. Предусмотренное частью 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации положение о временном исполнении Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации распространяется на случаи досрочного прекращения исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий, перечисленные в части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации, а также на иные исключительные случаи, когда Президент Российской Федерации своим решением возлагает на Председателя Правительства Российской Федерации выполнение своих обязанностей или когда объективно исключено принятие Президентом Российской Федерации решения о временном возложении исполнения обязанностей Президента Российской Федерации на Председателя Правительства Российской Федерации.
2. Из положения части 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации о временном исполнении Председателем Правительства Российской Федерации обязанностей Президента Российской Федерации во взаимосвязи с положением части 2 данной статьи о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации следует, что Председатель Правительства Российской Федерации исполняет обязанности Президента Российской Федерации соответственно до момента возвращения действующего Президента Российской Федерации к исполнению своих обязанностей либо до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.
3. При досрочном прекращении исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий по основаниям, указанным в части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации, проводятся выборы нового Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
4. Данное Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Постановлении толкование является официальным и общеобязательным.
5. Настоящее Постановление является окончательным, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
6. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Российской газете". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Конституционный Суд
Российской Федерации

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Статья 93