pr42.site



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Объявление

Рейтинг

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРАТУРА ≤25≥. Статья 119


ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРАТУРА ≤25≥. Статья 119

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

<25> Редакция наименования главы 7 приведена в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", вступившим в силу со дня его официального опубликования 6 февраля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, N 0001201402060001).

Конституция РФ
Раздел I
Глава 7. Судебная власть и прокуратура
Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 119

1. Статья 119 Конституции содержит требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. Эти требования касаются гражданства, возраста и стажа работы по специальности. Более подробно эти требования освещены в ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации". Данный Закон в соответствии с указанием статьи 119 может устанавливать дополнительные требования к судьям судов РФ.

2. Статья 4 Закона устанавливает, что судьей может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами. При этом судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Особые требования предъявляются к судьям Конституционного Суда РФ. В соответствии со статьей 8 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

3. Под высшим юридическим образованием следует понимать окончание кандидатом на должность судьи юридического высшего учебного заведения либо юридического факультета какого-либо высшего учебного заведения с получением диплома государственного образца. Юридическое образование считается законченным с момента окончания учебного заведения и не требует последующей отработки некоторого периода времени по избранной специальности.

В стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, а также в государственных органах, существовавших в РФ до принятия действующей Конституции РФ; муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления. Кроме того, в стаж работы по юридической профессии включаются время работы на требующих юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях, время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также время работы в качестве адвоката и нотариуса.

4. Из дополнительных требований, упомянутых в статье 119 Конституции и закрепленных в ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации", интересны следующие:

- судья не вправе быть депутатом (проявление разделения властей на персональном уровне);

- судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям; деполитизация судов есть непременное и обязательное условие их независимости;

- судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

0

3

Статья 119

Большие и разнообразные требования, предъявляемые к лицам, претендующим на должность судьи, обусловлены той высокой ролью, которая отводится судье как носителю судебной власти, действующему от имени государства, наделенному полномочиями по осуществлению правосудия и призванному при разрешении любых споров отстаивать законность и справедливость. Это важно отметить, ибо Конституция право на обращение в суд, закрепленное в ст. 46, рассматривает как универсальное, ничем не ограниченное.

В настоящей статье приводятся лишь минимальные требования, предъявляемые к судьям всех судов судебной системы России. Эти требования касаются гражданства, возраста, образования, стажа работы по профессии. В то же время указывается, что федеральным законом к судьям могут быть предъявлены дополнительные требования. Такие требования в части судей общих судов и арбитражных судов содержатся в Законе РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; с изм. и доп.).

Первое общее требование для всех судей - наличие у них гражданства Российской Федерации. Совершенно ясно, что иностранный гражданин или лицо без гражданства не может быть судьей в России. Это конституционное требование, и оно не допускает исключения. От иностранца нельзя требовать, чтобы он присягал на верность Конституции и России. Возникает, однако, вопрос: вправе ли быть судьей, гражданин Российской Федерации, имеющий и другое гражданство? Представляется, что по указанной выше причине ответ на этот вопрос должен быть отрицательным.

Возрастной ценз для судей - не менее 25 лет, выше, чем у депутатов Государственной Думы, который составляет не менее 21 года. К тому же лицо, достигшее 25 лет, может занимать должность судьи только первого звена судебной системы. В соответствии с дополнительными требованиями, установленными упомянутым законодательством, судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, судьей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда - 35 лет, а судьей Конституционного Суда - 40 лет. Высокий возрастной ценз дает возможность формировать судейский корпус людьми, имеющими большой жизненный опыт, что чрезвычайно важно, когда возникает сложная ситуация.

В соответствии с комментируемой статьей судьей может быть лишь лицо, имеющее высшее юридическое образование. Ранее действовавшие конституции СССР и союзных республик, а также законодательство о судопроизводстве такого требования не знали, и судьями часто избирались и работали лица, окончившие юридические школы, а иногда и вовсе не имевшие юридического образования. Понятно, что наличие множества законодательных и иных нормативных актов, рассредоточенных в различных отраслях права, необходимость их глубокого знания и правильного применения в свете требований Конституции, федеральных законов, конституций (уставов) субъектов Федерации, международно-правовых актов требуют разносторонней подготовки в области права, которую можно получить только в высшем учебном заведении.

Конституционное требование, чтобы судья имел стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, распространяется на всех судей первого звена. В стаж включается работа в органах прокуратуры, адвокатом, юрисконсультом и т.д. В понятие "юридическая профессия" входит также научная и преподавательская деятельность в области права.

В вышестоящих судах требуется стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для занятия должности судьи Конституционного Суда нужно иметь стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. Для судей Конституционного Суда существует и требование обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это требование учитывалось при назначении судей на должность. Почти все они имеют ученую степень доктора или кандидата юридических наук, многие являются заслуженными юристами Российской Федерации, заслуженными деятелями науки, известны как специалисты в соответствующих отраслях права.

Для судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов есть дополнительное требование - сдать квалификационный экзамен и получить рекомендацию квалификационной коллегии судей. ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" дополнен статьей 4.1 о медицинском освидетельствовании претендента на должность судьи. Этой статьей установлено, что для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей РФ на основании представления федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Кроме упомянутых требований, ко всем судьям предъявляются высокие морально-этические требования, недопустимость совершения порочащих судью поступков. В отношении кандидатов на должность судьи Конституционного Суда сказано, что они должны иметь безупречную репутацию.

Личные качества судьи чрезвычайно важны для принятия законного, обоснованного и справедливого решения. Такие качества, как честность, объективность, непредвзятость, неподкупность, умение терпеливо выслушать каждого участника процесса, рассудительность, способствуют не только осуществлению правосудия, как того требует Конституция и закон, но и играют роль воспитательного, профилактического характера, демонстрируют справедливость суда и правосудия.

В Законе о статусе судей установлено, что судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и законы, при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности" (ст. 3).

Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

В отношении судей Конституционного Суда предусмотрены дополнительные требования и перечень занятий и действий, несовместимых с их должностью, расширен. В этом перечне есть требование, непосредственно связанное с их полномочиями. Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу (ст. 11 ФКЗ о Конституционном Суде).

Устанавливая высокие требования к судьям, Конституция и основанное на ней законодательство предоставляют им гарантии независимости, несменяемости, неприкосновенности и др. (см. комм. к ст. 118-120).

0

4

Статья 119

Состав судейского корпуса формируется с соблюдением особых правил и процедур, обеспечивающих беспристрастный отбор кандидатов, способных профессионально, грамотно и справедливо рассматривать и разрешать дела. Указанные требования к лицам, назначаемым на судейские должности, впервые получили закрепление на конституционном уровне, хотя существовавшее до принятия Конституции РФ законодательство содержало подобные требования. Согласно ст. 4 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.), судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Требования, предъявляемые к судьям, запрещают их участие в коммерческой деятельности, состояние в политических партиях и общественных движениях, не допускают совмещения судейских функций с депутатскими полномочиями. Исходя из Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", судьей может быть только гражданин Российской Федерации.

Конечно, конституционное требование достижения 25-летнего возраста относится к кандидатам, впервые выдвигающимся на должность судьи районного (городского) суда. Для судей же всех вышестоящих судов требования к возрасту повышаются. Судьей вышестоящего суда может быть гражданин России, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Особые требования, в том числе возрастные, предъявляются к кандидатам в судьи Конституционного Суда РФ. Судьей этого Суда может быть гражданин России, достигший ко времени назначения судьей возраста не менее 40 лет, имеющий безупречную репутацию, высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Итак, комментируемая статья устанавливает четыре основных требования, предъявляемых к кандидатам на должность судьи:

гражданство Российской Федерации,

25-летний минимальный возраст,

наличие высшего юридического образования,

стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Гражданство - это первичный элемент конституционно-правового статуса личности*(654), определяющего ее взаимоотношения с государством (см. комментарий к ст. 6 Конституции РФ).

Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей*(655).

Должность судьи предполагает и умение, навыки, большой запас юридических знаний и жизненного опыта для оценки и квалификации поступков других людей. Оптимальным возрастом, с которого гражданин Российской Федерации может претендовать на должность судьи, Конституция РФ определила 25-летие.

На практике большинство кандидатов в судьи оказываются старше 25 лет. Эти лица приобретают не только опыт работы по профессии, но и определенный жизненный опыт. Следует отметить, что указанное в ст. 119 требование к минимальному возрасту судьи соответствует международной практике. Даже в тех странах, где отсутствуют специальные возрастные требования (например, в Великобритании), для лиц, впервые претендующих на должность судьи, установлены такие обязательные условия, как обучение в школах при адвокатских корпорациях (Великобритания, США) или на специальных государственных курсах (Франция), стажировка в течение двух-четырех лет, длительная (не менее пяти лет) адвокатская практика и иные условия, после соблюдения которых судебных должностей достигают лица старше 25-летнего возраста.

Высшее юридическое образование должны иметь судьи всех звеньев. Для реализации принципа несменяемости судей это требование является одной из гарантий достаточной теоретической подготовки будущего судьи, подкрепленной его практическим опытом. Не случайно Закон РФ "О статусе судей Российской Федерации" (ст. 5) предусматривает, что кандидаты на должность судьи отбираются на конкурсной основе, где основным критерием является сдача квалификационного экзамена.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" предусмотрено три ступени высшего профессионального образования: бакалавр, дипломированный специалист, магистр.

Причем п. 4 этого Закона установлено, что срок освоения образовательной программы для получения степени "бакалавр" составляет не менее четырех лет. В связи с этим возникает вопрос: достаточно ли степени бакалавра для назначения на должность судьи?

В стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования:

1) государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, а также в государственных органах, существовавших в России до принятия действующей Конституции;

2) муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления;

3) должностях в органах Судебного Департамента при Верховном Суде РФ, в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм собственности, в научно-исследовательских учреждениях, время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также время работы в качестве адвоката и нотариуса.

Следует особо отметить, что Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами не установлено, что стаж работы по юридической профессии определяется с момента получения высшего юридического образования. Инструкция "О порядке определения стажа по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов", утвержденная Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ и зарегистрированная Министерством юстиции РФ 27 декабря 1996 г. N 10 (35)-5, действует постольку, поскольку не противоречит федеральным конституционным и федеральным законам. В соответствии с этой Инструкцией в стаж, необходимый для назначения судьей, включается любая работа на должностях, требующих юридического образования.

Пятилетний стаж работы по юридической профессии - это необходимый минимум, который должны иметь судьи всех судов России, за исключением кандидатов на должность судей Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ.

Под дополнительными требованиями к судьям судов Российской Федерации следует понимать прежде всего требования, которые уже применяются действующим законодательством. К ним относятся в первую очередь требования к кандидатам, предусмотренные ст. 4, 5 Закона РФ "О статусе судей Российской Федерации".

Соблюдение моральных правил должно стать основой дополнительных требований. Согласно "Основным принципам независимости судебных органов", принятым VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 1985 г.), лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности.

В Конституции России не говорится о моральных критериях при отборе судей, а в Законе РФ "О статусе судей Российской Федерации" основным критерием является проверка факта, допустил ли кандидат порочащий его поступок. Между тем человек, не совершивший никакого порочащего поступка, может по своему характеру или нравственным устоям не подходить к исполнению обязанностей судьи. Так, излишняя раздражительность, нетерпимость, неумение спокойно выслушивать стороны и свидетелей могут помешать объективной оценке фактов дела.

0

5

Статья 119

     Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие
высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее
пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования
к судьям судов Российской Федерации.

О дополнительных требованиях к судьям судов Российской Федерации см.: Закон
РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"

     Комментарий к статье 119

     Комментируемая статья закрепляет прежде всего общие требования к кандидатам
в судьи.
     Во-первых, судьями могут быть граждане Российской Федерации. Кандидатом
на должность судьи может быть только лицо, обладающее российским гражданством.
Нельзя выполнять функции судебной власти государства, не обладая гражданством
этого государства. Аналогичные требования существуют и в других странах (см.,
например, XIV поправку к Конституции США).
     Во-вторых, судьей может быть только гражданин, достигший двадцати пяти
лет, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший
порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию
квалификационной коллегии судей (выполнение перечисленных требований невозможно
в более юном возрасте).
     При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации,
достигший тридцати лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации - достигший тридцати пяти лет и имеющий
стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет.
     Федеральным законом могут быть установлены и дополнительные требования
к кандидатам в судьи судов Российской Федерации (ст. 4 Закона Российской Федерации
"О статусе судей в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от
21 июня 1995 г.). В-третьих, судьей может быть только гражданин, имеющий высшее
юридическое образование, т.е. получивший квалификацию юриста, что подтверждается
дипломом об окончании высшего учебного заведения, и стаж работы по юридической
профессии не менее пяти лет.
     Что касается гражданства, то, как представляется, судьей может быть и
гражданин Российской Федерации, имеющий одновременно гражданство другого государства.
Во всяком случае Закон "О статусе судей в Российской Федерации" никаких ограничений
на этот счет не содержит, а Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г.
"О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 17 июня
1993 г. и от 6 февраля 1995 г. - ВВС РФ, 1992, N 6, ст. 243; 1993, N 29, ст.
1112; СЗ РФ, 1995, N 7, ст. 496) устанавливает, что "граждане Российской Федерации,
имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены
в правах... вытекающих из гражданства Российской Федерации" (ст. 3).
     Специфика судебной деятельности обусловливает предъявление к судье специальных,
повышенных требований. Это прежде всего высокий уровень профессионализма;
особые морально-этические требования; условие несовместимости судебной функции
с занятием других должностей или выполнением параллельных юридических функций.
     Закон "О статусе судей в Российской Федерации" (ВВС РФ, 1992, N 30, ст.
1792; СЗ РФ, 1995, N 26, ст.2399) содержит перечень профессиональных требований,
предъявляемых к судьям и кандидатам на судейские должности (ст. 3 и 4). Он
в основном совпадает с конституционным перечнем.
     Во всех странах высокий уровень профессионализма стоит на первом месте
в числе основных требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи.
Судьи в большинстве стран подбираются по конкурсу, проходят тестовые испытания.
     В бывшем СССР длительное время к народным судьям не предъявлялись высокие
профессиональные требования, тогда как, например, для работников прокуратуры
наличие высшего юридического образования было обязательным. Высшее юридическое
образование предполагает наличие систематизированных знаний различных отраслей
права и действующего законодательства, некоторых практических навыков.
     Но профессионализм судей складывается не только из знания законодательства,
умения его применять, но и из опыта правоприменительной деятельности. Поэтому
к кандидатам на должность судьи предъявляется дополнительное требование: они
должны иметь стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
     Опыт работы по юридической профессии означает, что в прошлом кандидат
в судьи мог работать следователем, прокурором, адвокатом, юрисконсультом,
секретарем судебного заседания и т.п. Понятием "юридическая профессия" охватывается
также научная и преподавательская деятельность в области права, которая, безусловно,
способствует повышению уровня общей и правовой культуры судьи.
     Следует отметить, что указанное в комментируемой статье требование к
минимальному возрасту судьи соответствует международной практике. Даже в тех
странах, где отсутствуют специальные возрастные требования (например, в Великобритании),
для лиц, впервые претендующих на должность судьи, установлены такие обязательные
условия, как обучение в школах при адвокатских корпорациях (Великобритания,
США) или на специальных государственных курсах (Франция), стажировка в течение
двух - четырех лет, длительная (не менее пяти лет) адвокатская практика и
иные условия, соблюсти которые могут лишь лица не моложе двадцати пяти лет.
     Качество деятельности по отправлению правосудия зависит не только от
уровня профессионализма и судейского правосознания. Во многом оно определяется
положительными личными качествами судьи - его независимым характером, честным
и добросовестным отношением к исполнению своих обязанностей, умением терпеливо
и внимательно выслушивать всех участников процесса, не проявляя заранее какого-либо
предпочтения одной из сторон или своей заинтересованности в том или ином исходе
дела. Иначе будут утрачены главные характеристики справедливого правосудия
- объективность и беспристрастность суда.
     Морально-этические требования выступают как дополнительные требования
к тем, о которых упоминается в ст. 119. Они также изложены в ст. 3 и 4 Закона
"О статусе судей в Российской Федерации" (в редакции от 19 мая 1995 г.) и
сводятся к следующему: а) судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию
Российской Федерации и другие законы; б) при исполнении своих полномочий,
а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло
бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение
в его объективности, справедливости и беспристрастности.
     В тексте присяги, которую судьи приносят при вступлении в должность,
условие неукоснительного соблюдения закона и добросовестного исполнения служебных
обязанностей неизменно сопровождается обязательством должного поведения в
быту и на службе.
     В большинстве стран характеру будущего судьи придается особое значение.
Он должен иметь "незлобивый характер" (Польша), "вести себя достойно не только
при исполнении профессиональных обязанностей, но и в частной жизни" (Венгрия),
а также быть выдержанным, внимательным, терпеливым, беспристрастным. Подобные
требования следует предъявлять и к нашим судьям, закрепив их в законодательстве.
     Согласно Закону о статусе судей в Российской Федерации судья не вправе
быть народным депутатом. Прежняя Конституция РСФСР 1978 г. формулировала это
требование ограничительно: "Судьи не могут быть депутатами Совета, которым
они избираются" (ч. 3 ст. 92). Такая формула позволяла судье, скажем, районного
народного суда совмещать свою деятельность с обязанностями народного депутата
Российской Федерации, поскольку избирал его судьей не российский парламент,
а областной Совет, и практика знала подобные случаи. В действующей Конституции
нет нормы, регламентирующей возможность какого-либо совмещения судейских и
депутатских функций. Поэтому абсолютным остается предусмотренный Законом о
статусе судей в Российской Федерации запрет одному и тому же лицу совмещать
обязанности судьи и депутата представительного органа любого уровня, что полностью
соответствует одному из основополагающих конституционных принципов - принципу
разделения властей.
     Судья не может принадлежать к политическим партиям и движениям. Это ограничение
продиктовано тем, что всякая политическая активность мешает судье оставаться
объективным и беспристрастным, ибо ставит его перед необходимостью руководствоваться
не только Конституцией и другими законами, но и политическими идеалами той
партии или движения, в которых он состоит. Следует признать недопустимыми
для судьи и иные неформальные проявления своих политических симпатий и антипатий
(оказание материальной поддержки определенной партии, участие в собраниях,
митингах, уличных шествиях, демонстрациях или пикетированиях, имеющих политический
характер, агитацию за кандидатов в депутаты и др.).
     Наконец, судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью,
что с большой долей вероятности ставит его в зависимое положение от партнеров
по бизнесу, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой
работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой
деятельности.
     Помимо перечисленных, ст. 5 Закона о статусе судей в Российской Федерации
предусматривает еще одно специфическое требование, предъявляемое к кандидату
в судьи, - сдачу им квалификационного экзамена, который принимается состоящей
при органе юстиции комиссией. Ее персональный состав утверждается Высшей квалификационной
коллегией судей, которая действует на основании положения о ней, утвержденного
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 13 мая 1993 г. (ВВС, 1993, N 24,
ст. 856).
     Если судья нарушил какое-либо из перечисленных требований (вступил в
политическую партию, занялся предпринимательской деятельностью и т.п.), квалификационная
коллегия судей вправе приостановить или прекратить его полномочия.
     Второе предложение комментируемой статьи конкретизируется, в частности,
тем, что к судьям Конституционного Суда предъявляются особые требования. Ими
могут быть только граждане Российской Федерации, достигшие ко дню назначения
на этот пост возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющие
высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее
пятнадцати лет, обладающие признанной высокой квалификацией в области права.

0

6

Статья 119

     Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие
высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее
пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования
к судьям судов Российской Федерации.

     Комментарий к статье 119

     Статья устанавливает три основных требования, предъявляемых к кандидатам
на должность судьи: 25-летний минимальный возраст, наличие высшего юридического
образования и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
     Ни одно из этих требований не может быть проигнорировано, и все три являются
обязательными первоначальными условиями, без которых дальнейшее рассмотрение
кандидатур невозможно. В то же время Конституция предоставляет возможность
федеральному законодательству ввести дополнительные требования к судьям Российской
Федерации.
     Возрастные требования к лицам, назначаемым на судейские должности, получили
впервые конституционное закрепление, хотя существовавшее до принятия новой
Конституции законодательство и ранее содержало подобные требования. Так, Закон
Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации от 26 июня 1992
г. <124> (ст. 4) установил минимальный 25-летний возраст для судей низшего
звена (районного и городского судов), 30-летний - для судей вышестоящих судов
и 35-летний - для судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации.
     25-летний возраст для лиц, претендующих на должность судьи, является
минимальным и позволяет некоторым выпускникам высших учебных заведений иметь
пятилетний стаж работы по юридической специальности. На практике большинство
кандидатов в судьи оказываются старше 25 лет. Таким образом, эти лица приобретают
не только опыт работы по профессии, но и определенный жизненный опыт. Следует
отметить, что указанное в ст. 119 требование к минимальному возрасту судьи
соответствует международной практике. Даже в тех странах, где отсутствуют
специальные возрастные требования (например, в Великобритании), для лиц, впервые
претендующих на должность судьи, установлены такие обязательные условия, как
обучение в школах при адвокатских корпорациях (Великобритания, США) или на
специальных государственных курсах (Франция), стажировка в течение двух -
четырех лет, длительная (не менее пяти лет) адвокатская практика и иные условия,
соблюсти которые могут лишь лица старше 25 лет.
     Высшее юридическое образование должны иметь судьи всех звеньев. Для реализации
принципа несменяемости судей (ст. 121 Конституции) это требование является
одной из гарантий достаточной теоретической подготовки будущего судьи, подкрепленной
его практическим опытом. Не случайно Закон о статусе судей (ст. 5) предусматривает,
что кандидаты на должность судьи отбираются на конкурсной основе, где основным
критерием является сдача квалификационного экзамена.
     Пятилетний стаж работы по юридической профессии - это минимум, который
должны иметь согласно ст. 119 судьи всех судов Российской Федерации. По Закону
о статусе судей для кандидатов на должность судьи Верховного Суда или Высшего
Арбитражного Суда установлен срок профессиональной работы не менее 10 лет.
Надо полагать, что новым федеральным законодательством будут уточнены эти
требования применительно к отдельным звеньям судебной системы.
     Требует уточнения также понятие "работа по юридической профессии". Ни
в прежнем законодательстве, ни в ст. 119 это понятие не конкретизировано.
Вероятно, предпочтение в данном случае должно отдаваться, как это делается
в большинстве зарубежных стран, тем юридическим специальностям, которые так
или иначе связаны с судебной деятельностью: адвоката, прокурора, юрисконсульта,
судебного секретаря и, конечно, судьи.
     Под дополнительными требованиями к судьям судов Российской Федерации,
которые согласно ст. 119 Конституции могут быть установлены федеральным законодательством,
следует понимать прежде всего требования, которые уже применяются действующим
законодательством. К ним относятся, в первую очередь, требования к кандидатам,
предусмотренные ст. 4, 5 упомянутого Закона.
     Согласно этому Закону лица, отвечающие указанным выше условиям и не являющиеся
судьями, должны быть допущены к квалификационным экзаменам, которые проводятся
экзаменационной комиссией при органе юстиции. Состав комиссии утверждается
квалификационной коллегией судей. Следует отметить, что даже сдавшему экзамен
кандидату может быть не разрешено занять судейскую должность, если он допустил
"порочащий его поступок" (п. 1 ст. 4 Закона).
     Соблюдение моральных правил должно стать основой дополнительных требований,
упомянутых в ст. 119 Конституции. Согласно "Основным принципам независимости
судебных органов", принятым VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности
и обращению с правонарушителями, лица, отобранные на судебные должности, должны
иметь высокие моральные качества и способности.
     В Конституции не говорится о моральных критериях при отборе судей, а
в Законе о статусе судей основным критерием является проверка факта, допустил
ли кандидат порочащий его поступок. Между тем человек, не совершивший никакого
порочащего поступка, может по своему характеру или нравственным устоям не
подходить к исполнению обязанностей судьи. Излишняя раздражительность, нетерпимость,
неумение спокойно выслушивать стороны и свидетелей могут помешать объективной
оценке фактов дела.
     В большинстве стран характеру будущего судьи придается особое значение.
Он должен иметь "незлобивый характер" (Польша), "вести себя достойно не только
при исполнении профессиональных обязанностей, но и в частной жизни" (Венгрия),
а также быть выдержанным, внимательным, терпеливым, беспристрастным. Подобные
требования следует предъявлять и к нашим судьям, установив подобные критерии
в будущем законодательстве.

0

7

На сегодняшний день не найдены дополнительные материалы к статье 119 Конституции Российской Федерации. При наличии дополнительных материалов к статье 119 Конституции РФ прошу регистрироваться на форуме сайта и предлагать материалы для размещения администратору форума. Таким образом есть шанс собрать наиболее полную и полезную каждому правовую базу по каждой статье Конституции РФ. Всем спасибо.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 7. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОКУРАТУРА ≤25≥. Статья 119