ФОРУМ ПРО АМНИСТИЮ, ТЮРЬМЫ, ЗОНЫ и ЗАКОНЫ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Публикации, статьи, поправки УИК РФ

Сообщений 1 страница 20 из 23

1

Статьи, публикации, мнения, законопроекты, поправки по Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (УИК РФ).

В Полиции, КАЗ, ИВС, СИЗО, ИК, КП, УИИ Россия. Бесплатная консультация юриста, адвоката по уголовному делу, аресту, мере пресечения, обжалованию приговора, УДО.

0

2

ПОПРАВКИ УИК РФ
21.07.2017

В среду сенаторы одобрили поправки в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, благодаря которым заключенные смогут больше общаться со своими детьми, оставшимися на воле. Осужденным женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, и осужденным мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет и являющимся единственным родителем, документ предоставляет право на дополнительные длительные свидания с сыном или дочерью в выходные и праздничные дни. Они также получают право четыре раза в год выезжать для свидания с ребенком на срок до 10 суток, не считая времени на дорогу. Злостным нарушителям режима может быть отказано в этом праве.

Заключенные смогут больше общаться со своими детьми, оставшимися на воле

Те, у кого на воле остались дети-инвалиды, смогут четыре раза в год выезжать за пределы колонии для свидания с ребенком на срок до 15 суток каждое (не считая времени на дорогу). Отбывающие наказание в облегченных условиях последние полгода срока смогут провести под надзором за пределами исправительного учреждения, проживая совместно с детьми и другими членами семьи в собственном или съемном жилье. Отказ в этой просьбе руководство исправительного учреждения обязано мотивировать.

Этим же законом вводится требование о перемещении осужденных беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, в сопровождении медицинских работников, если имеется соответствующее заключение врача. Матери детей до трех лет, находящихся в домах ребенка на территории колонии, могут выехать на срок до 15 дней за пределы места заключения для устройства детей у родственников либо в детдоме.

"Этот закон имеет хорошую социальную перспективу реализации", - считает член комитета Совфеда по соцполитике Валентина Петренко. "Мы начинаем цикл законодательных актов, которые будут служить гуманизации и защите прав детей и женщин, имеющих детей", - заявила она. Сенатор уверена, что общение с детьми положительно скажется на перспективах ресоциализации заключенных.

ПОПРАВКИ УИК РФ

0

3

Комментарий УИК
Введение

За последние годы произошли коренные изменения не только в нормативной базе, но и в практике исполнения уголовных наказаний. В настоящее время уголовные наказания исполняют два ведомства - Минюст России и Минобороны России. МВД России сейчас освобождено от выполнения указанной функции. Под эгидой Минюста России действуют две совершенно самостоятельные структуры, занимающиеся организацией исполнения уголовных наказаний, - Федеральная служба судебных приставов и Федеральная служба исполнения наказаний. Эти федеральные службы не находятся в подчинении органов власти субъектов РФ. В состав УИС включены УИИ, СИЗО, учебные заведения и научные учреждения, объекты здравоохранения, службы конвоирования и спецперевозок, инженерно-технического обеспечения, связи и вооружения и ряд других специфических объектов.

Федеральная служба исполнения наказаний интенсивно реализует разработанную Концепцию (программу) реформирования УИС на период до 2005 г., которая была с удовлетворением воспринята правозащитными организациями и мировой общественностью, оказывающими посильную помощь в ее реализации. В соответствии с этой Концепцией был разработан и принят Федеральный закон от 21 февраля 2001 г. Н 25-ФЗ, который гуманизировал условия и порядок исполнения и отбывания наказаний, особенно наказания в виде лишения свободы. Прошедшее со дня принятия названного Закона время показало своевременность и полезность введения подобных новелл в практику исполнения уголовных наказаний. Однако при этом выявились определенные пробелы в правовом регулировании данной сферы, в связи с чем Президент РФ В.В. Путин выступил с законодательной инициативой дальнейшей гуманизации уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, в соответствии с которой Государственная Дума РФ 21 ноября 2003 г. приняла федеральные законы от N 161-ФЗ "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" и от N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации".

Названные законы существенно изменяют карательную политику государства, поэтому их принятие вызвало неоднозначную (зачастую негативную) реакцию как среди научных, так и практических работников, что весьма затрудняет возможность однозначного толкования этих правовых новелл официальными лицами и структурами, имеющими отношение к их применению. В связи с этим авторский коллектив данного комментария был подобран таким образом, чтобы избежать возможных коллизий и подготовить почву для обсуждения вопросов, связанных с необходимостью более четкой увязки как различных отраслей законодательства, так и норм внутри отдельной отрасли. Следует, к сожалению, констатировать, что разработчиками принятых законов не были учтены многочисленные предложения со стороны научной общественности о широком и публичном обсуждении данных законопроектов, что в результате сказалось на их качестве.

Указанные законы исключили из перечня видов наказаний конфискацию имущества, в связи с чем ст. 62-67 УИК признаны утратившими силу. Подобное решение законодателя, на наш взгляд, является исключительно спорным, и в скором времени придется вернуться к обсуждению данного вопроса на законодательном уровне. Решение об исключении конфискации имущества из видов наказаний принято в угоду прежде всего тех лиц, которые нажили свои собственность и капиталы незаконным путем. Иными словами, осуществлена своего рода экономическая амнистия, защитившая прежде всего интересы олигархов.

Существенной трансформации подверглось наказание в виде исправительных работ. Их традиционный вид - по месту работы осужденного - отменен, а вместо него введены исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с УИИ, но в районе места жительства осужденного. В истории России такой вид исправительных работ применялся, но даже советская власть с ее плановым ведением народного хозяйства не смогла организовать их исполнение на удовлетворительном уровне, что и привело в конечном счете к их отмене. Изыскание органами местного самоуправления свободных рабочих мест для осужденных к исправительным работам будет исключительно трудным делом. При этом следует иметь в виду, что эти органы обязаны будут изыскивать дополнительные рабочие места еще и для лиц, осужденных к обязательным работам. В нынешних условиях хозяйствования решение данной проблемы представляется архисложным, так как появляется конкуренция при исполнении двух сходных видов наказаний.

Подверглись изменению и условия отбывания обязательных работ, которые стали в полном смысле бесплатными как для самих осужденных, так и для работодателей. Вопрос о финансировании рабочих мест для этой категории осужденных так и остался открытым. Если цивилизованные страны такие рабочие места финансируют из государственного бюджета, то в России презюмируется, что для привлечения осужденных к обязательным работам не требуется какого-либо финансирования. Такое отношение к данному вопросу ставит под сомнение эффективность применения наказания в виде обязательных работ.

Большие изменения внесены в порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы, включая ответственность осужденных за нарушение порядка и условий его отбывания. Изменен порядок исполнения наказания в виде штрафа, в частности сейчас возможна рассрочка его выплаты до трех лет. Весьма важной представляется новелла о создании в воспитательных колониях изолированных участков, функционирующих как исправительные колонии общего режима, для содержания осужденных, достигших во время отбывания наказания возраста 18 лет.

Редакция многих норм УИК изменена в направлении гуманизации порядка и условий отбывания наказания, причем это относится не только к лишению свободы, но и ко многим другим видам наказаний, что следует признать несомненным достоинством Закона от N 161-ФЗ. Вместе с тем теперь администрация УИС отстранена от процесса представления осужденных к условно-досрочному освобождению, и осужденные напрямую должны обращаться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении. Насколько такой порядок окажется эффективным, покажет время, а пока он вызывает много вопросов.

Необходимо сказать еще об одном важном обстоятельстве, связанном с неоднозначным толкованием вопроса о дате федеральных законов.

В законодательной практике, как правило, фигурируют три даты федерального закона: 1) дата принятия его в окончательной редакции Государственной Думой; 2) дата подписания его Президентом РФ с присвоением регистрационного номера; 3) дата вступления его в силу. Во временных параметрах эти даты не совпадают, поэтому и возникает коллизия. Приоритет отдается дате подписания закона Президентом РФ, что, на наш взгляд, противоречит ст. 2 Федерального закона от 25 мая 1994 г. Н 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", согласно которой датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

В марте 2004 г. в рамках проводимой в России административной реформы произошли существенные изменения в структуре исполнительной власти. Президент РФ Указом от 9 марта 2004 г. Н 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установил, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В связи с этим Минюсту России стали подведомственны Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба и Федеральная служба судебных приставов.

В развитие названного Указа Государственной Думой 11 июня 2004 г. был принят Федеральный закон от N 58-ФЗ, который уточнил нормы ряда законов (включая УИК, УК и УПК РФ) в сфере исполнения уголовных наказаний, в том числе параметры взаимоотношений ФСИН и Минюста России.

ФСИН обладает более значимым правовым статусом по сравнению с существовавшим ранее ГУИН, что в первую очередь отразится на уровне организационно-управленческих аспектов деятельности новой Службы. На порядок и условия исполнения и отбывания наказаний это преобразование будет лишь иметь определенное воздействие, создавая более благоприятные или, наоборот, затрудняющие условия функционирования УИС: время покажет эффективность новой системы управления.

Комментарий УИК

0

4

ПОПРАВКИ УИК РФ
Путин разрешил зэкам выезжать за пределы колоний
27 июля 2017

Путин разрешил зэкам выезжать за пределы колоний

На свидания с детьми.

Отбывающим в колониях наказания россиянам будут предоставляться дополнительные свидания с детьми, не достигшими 14 лет. Соответствующие поправки в Уголовно-процессуальный кодекс подписал президент РФ Владимир Путин.

Встречаться судимым родителям с чадами позволят в выходные и праздничные дни за границами места отбытия наказания, но в пределах муниципалитета, где они расположены, передает "Уралинформбюро".

Женщинам, имеющим ребенка-инвалида, теперь могут быть разрешены 4 выезда в год для 15-дневного свидания (не считая времени в пути) с ним. Аналогичное послабление предусмотрено и для мужчин, являющихся единственным родителем ребенка-инвалида.

С детьми, не имеющими инвалидности, женщины и мужчины (также если являются единственными родителями) могут встречаться дважды в год. Срок свидания – 10 дней.
Кроме того, женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительной колонии, будет разрешен выезд на 15 суток для устройства чада у родственников или в детский дом.
Послабления не распространяются на несколько категорий зэков: приговоренных к пожизненному заключению, осужденных за преступления против детей, ВИЧ-инфицированных, не прошедших курс лечения от наркомании, алкоголизма или токсикомании, а также ряда других.

Подписанный Путиным документ помимо прочего разрешает отбывающим наказание в облегченных условиях за 6 месяцев до освобождения для лучшей социальной адаптации проживать и работать за пределами исправительного учреждения, но под надзором органов ФСИН. Исключением станут случаи, когда руководство колонии выносит мотивированный отказ в "переезде".

ПОПРАВКИ УИК РФ

0

5

Законопроект ВК КП
За хорошее поведение осуждённых переведут в колонии — поселения

За хорошее поведение осуждённых переведут в колонии — поселения
Все осуждённые старше 18 лет, которые отбывают срок в воспитательных колониях, смогут быть переведены за хорошее поведение в колонии-поселения. Соответствующий законопроект 26 марта поддержал перед рассмотрением в первом чтении Комитет палаты по государственному строительству и законодательству.

Авторами инициативы выступили депутаты Госдумы во главе с председателем Комитета по госстроительству Павлом Крашенинниковым. Они предлагают внести поправки в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, что поможет несовершеннолетним преступникам встать на путь исправления быстрее.

Сейчас они отбывают наказание в воспитательных колониях до 19 лет, а после переводятся в общую исправительную колонию. Таким образом они лишены права на изменение вида исправительного учреждения в зависимости от их поведения в местах лишения свободы.

«Как показывает практика, такой порядок вещей приводит к снижению мотивации осуждённых к правопослушному поведению. Наоборот, они умышленно допускает нарушения, провоцируют других осуждённых на противоправные действия. Также нарушается их право на получение общего и профессионального образования, так как воспитанники переводятся в колонии общего режима в начале или середине учебного года, не завершая обучения», — сказал Павел Крашенинников.

Он напомнил что сейчас положительно характеризующиеся осуждённые, содержащиеся в воспитательной колонии, для того, чтобы попасть в колонию-поселение, должны отбыть не менее шести месяцев срока наказания в исправительной колонии общего режима. «Затем, при отсутствии взысканий переводятся в облегчённые условия отбывания наказания, а потом только суд может решить вопрос об их переводе в колонию-поселение», — уточнил депутат. Он отметил, что впереди предстоит большая работа с Правительством и ФСИН.

Крашенинников добавил, что этот законопроект — мотивация для преступников к хорошему поведению и возможность получить более приемлемые условия отсидки. У ряда членов Комитета по госстроительству документ вызвал недоверие из-за того, что в воспитательных колониях досиживают свои сроки молодые люди, которым уже исполнилось более 18 лет, и они управляют несовершеннолетними и им выгодно оставаться в этих колониях, а не переходить в другие.

В настоящее время 1443 молодых человека находятся в воспитательных колониях, по данным ФСИН. И сроки лишения свободы большинства из них составляют 5 лет.

Законопроект ВК КП

0

6

УДО УИК РФ КС РФ
Условно-досрочное освобождение под видеокамеру
Правозащитники предлагают фиксировать все случаи наложения взысканий на заключенных
Екатерина Трифонова
удо, суд, тюрьма, заключение, заключенные

Конституционный суд (КС) отказался рассматривать жалобу одного из российских заключенных на статью 79 Уголовного кодекса (УК), в которой указано, что условно-досрочное освобождение (УДО) зависит и от количества вынесенных взысканий. КС посчитал невозможным ограничивать компетенцию судов в этом вопросе. Между тем, по информации «НГ», в мае в администрацию президента будут направлены предложения по реформированию Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Они в том числе касаются и проблем с получением УДО. Предлагается обеспечить и тюремщиков и заключенных техническими средствами, которые помогут доказать правомерность или необоснованность того или иного взыскания.

«Это, однако, не означает, что само по себе наличие снятых или погашенных дисциплинарных взысканий может служить основанием для отказа осужденному в условно-досрочном освобождении», – подчеркнул КС, высказываясь в поддержку права судов разбираться при рассмотрении ходатайств об УДО со всеми обстоятельствами пребывания заключенного в колонии.

Однако на практике именно наличие взысканий и является главным основанием для отказа сократить человеку срок пребывания за решеткой. При этом взыскания есть практически у каждого заключенного, хотя далеко не все являются злостными нарушителями. Соответствующую запись в дело можно получить за что угодно – кто-то якобы забыл поздороваться с надзирателями, кто-то в спешке не застегнул пуговицу. Вот именно такие «нарушения» и ложатся в основу обвинительного рапорта, который многие начальники подписывают не глядя, после чего человека и направляют в штрафной изолятор (ШИЗО).

По словам экспертов, суды в основном отказывают таким «проштрафившимся» зэкам в УДО – и им неважно, было ли оно потом снято или погашено. Кстати, и сама процедура снятия взысканий вызывает у правозащитников критику – в ней не прописано никаких четких критериев. А это означает только одно – что тюремщики сами «оценивают», исправился ли заключенный или он закоснел в пресловутом «отрицалове».

По словам основателя соцсети «Gulagu.net» Владимира Осечкина, позиция КС теоретически правильная, но, к сожалению, вряд ли ее кто-нибудь услышит. «Даже те хорошие и важные нормы, что сейчас прописаны в Уголовно-процессуальном и Уголовно-исполнительном кодексах, попросту игнорируются», – напомнил он. Правозащитник рассказал, что из колоний часто поступают жалобы на тюремщиков, которые составляют заведомо ложные рапорты о нарушениях заключенными правил внутреннего распорядка (ПВР). «Этих сидельцев направляют в ШИЗО по формальным поводам – не поздоровался, не назвал свое имя, был, например, без шапки или с расстегнутым воротом. Хотя это лишь предлоги, истинной же причиной, как правило, являются отказы дать взятку или стучать на своих сокамерников. А иногда это происходит просто из личной неприязни или же по указанию сверху, как с некоторыми «политическими», – пояснил Осечкин.

Группа правозащитников и адвокатов по собственной инициативе уже подготовила проект реформирования ФСИН. В начале мая документ планируется передать на рассмотрение президенту. Этот проект объемный, а сама реформа – весьма затратная, но вот то, что касается УДО, является делом достаточно исполнимым. Например, предлагается разрешить сидельцам иметь при себе диктофоны, а также «по заявлению осужденного предоставлять ему на месяц видеорегистратор в тех случаях, когда он заявляет об угрозах и злоупотреблениях со стороны тюремщиков».

«Но главное, что мы будем настаивать на реализации принципа презумпции невиновности в отношении заключенных и на обязанности сотрудников ФСИН прилагать записи с камер видеонаблюдения или с видеорегистраторов, которые и должны доказывать совершение осужденным нарушения ПВР», – подчеркнул Осечкин.

По словам руководителя уголовной практики юридической компании BMS Law Firm Тимура Хутова, процесс УДО имеет массу возможностей для манипулирования им, поскольку критерии освобождения или отказа в нем крайне субъективны. «При решении вопроса об УДО суды всегда учитывают наличие взысканий и поощрений, причем погашенные ими тоже учитываются. Кроме того, в расчет берется и мнение сотрудников с места отбывания наказания, которые практически всегда против освобождения», – отметил юрист. Между тем, по словам эксперта, сами по себе процедуры наложения взысканий либо, наоборот, поощрений также не выдерживают никакой критики – они абсолютно не регламентированы и оставляют широкую почву для злоупотреблений. К примеру, взыскание считается погашенным, если в течение года зэк не получит новое. А снять его могут и раньше, например, за хорошее поведение, стремление к учебе, полезный труд и т.д. Однако на практике почему-то эти критерии не работают, подчеркнул Хутов. За неналожение взысканий, по его словам, сотрудники администрации нередко могут взимать поборы – точно так же, как и за поощрения, что «происходит благодаря закрытости и непрозрачности ФСИН».

Между тем адвокат Роман Скляр отметил, что эта тема уже поднималась и ранее свою позицию по ней высказал Верховный суд (ВС), однако как таковой пользы это не принесло. На пленуме в 2015 году ВС, скажем, указал, что наличие у осужденного взысканий не может становиться единственной причиной отказа в УДО. «Суды должны оценивать конкретные обстоятельства, тяжесть и характер каждого допущенного осужденным нарушения за весь период отбывания наказания, а также последующее поведение осужденного и другие характеризующие его сведения». Именно это, кстати, констатировал и КС.

Адвокат Екатерина Яковлева, впрочем, в беседе с «НГ» заявила, что наличие у осужденного даже неснятого или непогашенного взыскания действительно не всегда расценивается судами в качестве обстоятельства, свидетельствующего, что он нуждается в дальнейшем отбывании наказания. «Если суд откажет в УДО на основании только наличия погашенного или снятого взыскания, то это может послужить поводом к отмене такого решения», – подчеркнула она. Правда, Яковлева уточнила, что и без того формально-официальных причин не выпустить осужденного по УДО довольно много. Суды ссылаются, к примеру, что не был возмещен вред пострадавшему, но при этом не устанавливают, была ли предоставлена возможность осужденному трудоустроиться в месте отбытия наказания. Порой свой отказ судьи мотивируют отсутствием места проживания осужденного после освобождения или, к примеру, ссылаются только лишь на мнение представителя исправительного учреждения.

УДО УИК РФ КС РФ

0

7

ПОПРАВКИ УИК РФ
До 10 тыс осужденных смогут трудиться вне колоний-поселений — сенатор Шатохин
В ГД внесли поправки в УИК о привлечении осужденных к труду вне колоний-поселений
Илья Питалев
Трудовое право, Законотворчество, Государственная Дума, ФСИН РФ, Россия
23/04/2018

МОСКВА, 23 апр — РАПСИ, Николай Меркулов. До 10 тысяч осужденных смогут трудиться вне колоний-поселений или исправительных центров в случае принятия Государственной Думой РФ законопроекта о поправках в Уголовно-исполнительный кодекс РФ о разрешении труда заключенных за пределами учреждений ФСИН, заявил автор законопроекта сенатор Дмитрий Шатохин. 

По идее авторов законопроекта, граждане, приговоренные к принудительным работам и отбывающие наказание в колонии-поселении, получат возможность работать за пределами исправительных учреждений при согласии администрации органов ФСИН.

"В случае принятие нашего законопроекта, от 7 до 10 тысяч человек смогут воспользоваться такой возможностью. С учетом того, что всего 600 тысяч человек в данный момент отбывают наказание, связанное с лишением свободы, это - не очень большое число", — добавил Шатохин.

Инициатива сенаторов

Автор законопроекта рассказал, что впервые заключенные получили возможность работать на частных предприятиях в 2013 году, и эта практика была позитивно отмечена органами ФСИН и предпринимателями, которые дали рабочие места осуждённым.

"В 2015 и 2016 году, получив позитивный опыт, мы пытались представить в Госдуму проекты закона, но их отклонили. Мы надеемся, что первое чтение нашего законопроекта пройдёт в мае. Принудительные работы не так давно появились в законе, но их нужно регулировать", — отметил сенатор.

По его словам, идея работы осужденных на гражданских предприятиях - не панацея для заключенных, а небольшая попытка пойти на встречу как желающим работать, так и предпринимателям, нуждающимся в заполнении рабочих мест.

Председатель комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Андрей Кутепов рассказал, что ознакомился с примерами работы такого взаимодействия в Санкт-Петербурге. По его словам, работники таких предприятий проявляют высокую заинтересованность в рабочих местах.

"В исправительной колонии №5 по Санкт-Петербургу содержится 1100 человек. Работают из них 900 человек, но государство должно пойти навстречу этим людям и повысить часть зарплаты, которая будет оставаться у них. В соответствии с действующим законом, мужчины отдают государству 75% заработанного, а женщины 50%. Мы предлагаем существенно снизить размер доли государства до 50% для мужчин и 25% для женщин. Это будет хорошим стимулом", — сказал Кутепов.

По словам сенатора, петербургский пример позволит адаптироваться во взрослой жизни несовершеннолетним, которые попали в места лишения свободы. А портовые города, которым постоянно требуются работники рыбного производства, в свою очередь, получат квалифицированные и обученные кадры.

Принудительные работы были включены в УК РФ в качестве одного из видов наказания в декабре 2011 года. Этот вид наказания должен был начать применяться в 2013 году, однако в связи с неготовностью уголовно-исполнительной системы, его введение в действие было отсрочено. Федеральным законом от 28 декабря 2013 года вступление в силу положений УК о принудительных работах было отложено до 1 января 2017 года. К началу 2017 года были созданы первые четыре исправительных центра (в Ставропольском и Приморском краях, а также в Тамбовской и Тюменской областях).

Позиция ФСИН и Прокуратуры

Начальник управления воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН Александр Матвеенко рассказал о лесопромышленном предприятии в республике Коми, которое дает осужденным 140 рабочих мест. По словам представителя ФСИН, предоставление рабочих мест осужденным решает сразу две задачи: исправление заключенных и улучшение деятельности предприятий, которые испытывают недостаток кадров.

Также Матвеенко отметил необходимость законодательного уточнения возможностей передвижения заключенных: "колония-поселение является особой категорией исправительных учреждений, где отбывают наказание люди, совершившие преступления небольшой и средней тяжести. В законе необходимо урегулировать возможность заключенных трудоустраиваться не только в пределах муниципального образования, но и в пределах региона. Иногда ближайшее предприятие находится в 4-5 километрах от учреждения ФСИН".

Прокурор отдела правового управления Генпрокуратуры РФ Наталья Ярош рассказала РАПСИ, что законодательный проект в ведомстве оценивают положительно, но он требует анализа с точки зрения справедливости к тем заключенным, которые трудоустраиваются в исправительных центрах, чтобы избежать нарушения баланса в отношении ко всем заключенным. 

ПОПРАВКИ УИК РФ

0

8

ПОПРАВКИ УИК РФ
Преступников предлагают отправлять в тюрьмы рядом с домом
Минюст прорабатывает такую возможность по предложению омбудсмена
24 апреля 2018
Анжелина Григорян
ТЮРЬМА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ФСИН ПОПРАВКИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Global Look Press/Viktor Chernov

Российских осужденных предлагают направлять в исправительные учреждения недалеко от места жительства. Минюст уже прорабатывает возможность внесения поправок в Уголовно-исполнительный кодекс. Как рассказала уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова, сейчас осужденных часто направляют отбывать наказание в отдаленные от их дома регионы страны. Это создает неудобства — родственники не могут навестить заключенного. А в местах лишения свободы необходима хоть какая-то связь с внешним миром, считают эксперты, чтобы человек, выйдя из тюрьмы, быстрее социализировался.

Одним МУРом мазаны
Эксклюзивные подробности по делу новых оборотней в погонах

Преступников предлагают направлять в колонии, расположенные максимально близко к месту их жительства. Минюст прорабатывает возможность внесения изменений в статьи 73 и 81 УИК РФ, рассказали «Известиям» в ведомстве. Разработку проекта инициировала уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова «в целях сохранения и восстановления родственных, социальных связей, ресоциализации осужденных», пояснили в Минюсте.

Сейчас преступники и их родственники «не могут получить обоснованного разъяснения», почему осужденный направлен в отдаленный регион страны, пояснила «Известиям» Татьяна Москалькова. ФСИН должна иметь возможность представлять близким преступников открытую информацию, например, о том, в каких исправительных учреждениях есть места для размещения и для трудоустройства. Направлять осужденных нужно в колонию, ближайшую к месту их жительства на момент совершения преступления или к месту жительства родственников. Справедливость выбора учреждения должна подтверждаться документально. Эту информацию можно будет включать в личное дело заключенного для возможной защиты его интересов в суде, отметила Татьяна Москалькова.

Согласно Европейским пенитенциарным правилам, приговоренные к лишению свободы должны по возможности направляться «в учреждения, расположенные вблизи от их мест жительства или мест социальной реабилитации», напомнила омбудсмен. В России этот документ носит рекомендательный характер.

Заключенных трудоустроят на свободе
Арестантам разрешат работать вне колоний на частных предприятиях

Традиция ссылать провинившихся в отдаленные части страны сложилась исторически, отметил член совета при председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества Евгений Корчаго. Считалось, что преступников нужно перевоспитывать, лишая их самого дорогого — контакта с близкими. Сейчас же развитые государства стремятся к идеалам гражданского общества, где такое наказание выглядит негуманным и в какой-то мере десоциализирует. Поэтому предложенная инициатива вызовет одобрение у основной массы правозащитников. Однако есть вероятность, что ее будут оспаривать, указывая, что чем строже порядки в тюрьме, тем безопаснее, считает Евгений Корчаго.

При расселении преступников по колониям необходимо учитывать наличие мест, заметил вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Александр Ионов. По его словам, в первую очередь такие меры необходимо принять для пенсионеров, людей с заболеваниями, чтобы их могли навещать близкие.

По данным ФСИН, в России более 500 исправительных колоний (ИК), более 120 колоний-поселений, 69 лечебных исправительных учреждений. Они есть во всех федеральных округах. Например, в ЦФО расположено 90 ИК.

Как писали «Известия», в России совершается меньше всего в мире побегов из мест заключения. В 2016-м в стране было зафиксировано всего пять побегов из колоний и СИЗО, в то время как в США — 1,6 тыс. В адрес российского омбудсмена ежедневно приходят жалобы на условия содержания и нарушения прав человека в местах заключения.

ПОПРАВКИ УИК РФ

0

9

ПОПРАВКИ УИК РФ
ЗАКЛЮЧЕННЫХ РАССЕЛЯТ В ОБЩАГИ
# совет федерации # работа # осужденные # общежития # занятость
Заключенных расселят в общаги

В Совете Федерации готов законопроект, позволяющий расселять осужденных в общежитиях «на воле».

По словам члена Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Дмитрия Шатохина, пробная реализация проекта по использованию труда осужденных на гражданских предприятиях началась в Коми в 2013 году: около 140 человек были трудоустроены на ООО «Жешартский ЛПК» в цеха по производству фанеры, 39 человек освободились и остались на производстве.

Заключенные проживают на территории комбината в общежитии на расстоянии почти 50 км от колонии. По словам руководства предприятия, до этого на комбинате был дефицит кадров, приходилось брать на работу мигрантов.

Зарплата на комбинате, по зэковским меркам, немаленькая - свыше 15 тыс. рублей. Для сравнения: в среднем по России зарплата заключенных составляет 3,8 тыс. рублей.

Из почти 600 тыс. заключенных трудиться должны около 400 тыс., но работают лишь 180 тыс. - из них только 20% на полную ставку! Для остальных, по словам руководства ФСИН, трудовых мест не нашлось.

Новый закон, по замыслу разработчиков, позволит перевести на «вольный труд» значительную часть трудоспособного населения колоний. Для предприятий закон предусматривает налоговые льготы, а самих заключенных будут стимулировать снижением обязательных отчислений.

Так, сегодня заключенные-мужчины обязаны отдавать 75% своего заработка, а женщины - 50%. По новому закону эти отчисления уменьшат на 25% и для мужчин, и для женщин.

Кто же сможет переехать с зоны в «вольную» общагу? Это осужденные за преступления легкой и средней тяжести. Закон позволяет переводить и тех, кто зарекомендовал себя положительно в ходе отбывания срока наказания.

Кто будет охранять трудяг? Никто! Четыре раза в месяц они должны будут приезжать в колонию и там отмечаться. Этот пункт вызывает больше всего возражений у критиков нового закона.

«Он приходит отмечаться четыре раза в месяц, а в остальное время он что делает? За какие заслуги будут переводить с режима заключения в обычную общагу? Говорят, за хорошее поведение. Но не исключено, что начнется повальное взяточничество: заключенные будут платить администрации колонии, чтобы таким образом выйти на свободу, а потом станут числиться фиктивно работающими на каком-нибудь предприятии», - сомневается юрист Денис Коновалов.

Тем временем у самих разработчиков закона сомнений нет: председатель Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Андрей Кутепов рассказал, что уже есть предварительные договоренности с бизнесом - направить заключенных на переработку мусора.

«Например, в Коми с населением 860 тыс. человек числится 60 тыс. вакансий! И при этом заключенные сидят без работы. В США, где рекордное количество заключенных, работу им предоставляют мировые гиганты - «Майкрософт», «Хьюлетт-Паккард». И там это не стыдно! А у нас компании просят: вы только никому не говорите, что мы используем труд заключенных! У нас к этому предвзятое отношение», - сетует Дмитрий Шатохин.

По его мнению, никакого массового выхода из тюрем на свободу не будет - скорее, наоборот: «Сегодня у нас две трети выходят по УДО без денег и без социализации. А теперь они не по УДО будут выходить на волю, а отправляться на работу в колонии-поселения и на предприятия». Там они социализируются и «возместят потерпевшим средства», убежден сенатор.

Анна Александрова
А. Пронин
ПОПРАВКИ УИК РФ

0

10

Доверенность СИЗО УИК РФ
Руководитель СИЗО обязан заверять доверенности временно находящихся там осужденных
Петербургское УФСИН подтвердило, что на осужденных, переведенных в СИЗО для участия в судебных заседаниях, распространяются те же нормы, что и на других подозреваемых и обвиняемых
08 Мая 2018
Судебная практика
Уголовно-исполнительное право

Адвокат Константин Кузьминых сообщил «АГ», что ответ регионального УФСИН показал неправомерность позиции руководства СИЗО, отказавшегося удостоверить доверенность осужденного под предлогом того, что это должен делать начальник колонии, где тот отбывает наказание. Защитник подчеркнул, что разрешение этого вопроса важно не только для адвокатов, но и для самих содержащихся в СИЗО осужденных.

В апреле адвокат КА «Лапинский и партнеры» Константин Кузьминых получил ответ от Управления ФСИН по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором сообщались результаты проверки законности отказа начальника одного из СИЗО Санкт-Петербурга в удостоверении доверенности на перечисление присужденной ЕСПЧ компенсации осужденному, который был переведен в следственный изолятор из ИК для участия в судебных заседаниях в качестве обвиняемого по уголовному делу.

«АГ» ранее сообщала, что в июне 2017 г. Европейский Суд по правам человека вынес решение по делу «Барсуков против России», обязав российские власти выплатить заявителю компенсацию в размере 15 тыс. евро за непредоставление ему своевременной медицинской помощи в СИЗО.

Впоследствии Минюст России предложил В.С. Барсукову сообщить, куда и кому он хочет перечислить присужденную решением ЕСПЧ компенсацию. В это время осужденный по решению суда был переведен в одно из СИЗО Санкт-Петербурга – для участия в рассмотрении иного уголовного дела по иному обвинению.

В декабре 2017 г. Барсуков лично и через своего адвоката Константина Кузьминых обращался к администрации следственного изолятора с просьбой заверить доверенность на перечисление присужденной ЕСПЧ компенсации. Через три недели начальник СИЗО рассмотрел заявление и ответил отказом, который обосновал тем, что согласно п. 2 ст. 185.1 ГК РФ к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены их начальниками. При этом он подчеркнул, что согласно Закону о содержании под стражей следственный изолятор является местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а не местом лишения свободы. Соответственно, заверение доверенности Барсукова невозможно, так как это противоречит требованиям действующего законодательства.

В декабре 2017 г. Константин Кузьминых направил в прокуратуру обращение, в котором указал на несогласие с позицией руководителя СИЗО и просил разъяснить законность ответа, а в случае признания его незаконным – принять меры прокурорского реагирования для обеспечения права Барсукова на получение указанным им лицом присужденной решением ЕСПЧ компенсации. Также защитник отметил, что в возникшей ситуации можно усмотреть признаки неисполнения решения Европейского Суда властями России.

В феврале 2018 г. обращение адвоката было передано для разрешения в региональное УФСИН, которое на протяжении двух месяцев изучало данный вопрос. В апреле ведомство направило ответ адвокату, в котором указало, что именно на начальнике СИЗО лежит обязанность заверить доверенность заключенного при наличии разрешения органа или должностного лица, в производстве которого находится его уголовное дело.

УФСИН напомнил, что в соответствии с ч. 3 ст. 77.1 УИК РФ в случаях, предусмотренных ч. 1 и 2 этой же статьи, осужденные содержатся в СИЗО в порядке, установленном Законом о содержании под стражей, и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда. Барсуков находился в СИЗО в качестве обвиняемого, а значит, в соответствии со ст. 17 и ст. 29 Закона о содержании под стражей он имел право участвовать в гражданско-правовых сделках самостоятельно или через своего представителя, если иное не предусмотрено Правилами внутреннего распорядка. При этом, согласно п. 118 Правил внутреннего распорядка СИЗО, все доверенности подозреваемых и обвиняемых заверяются именно начальством следственного изолятора.

«Ответ регионального управления ФСИН наконец разъяснил начальникам СИЗО, что у них есть право заверить доверенность осужденного, как и у любого начальника колонии, – прокомментировал «АГ» Константин Кузьминых. – Юристы регионального управления ФСИН пришли к верному выводу о том, что права осужденного все же имеют приоритет над особенностями учреждения, где осужденный все-таки продолжает отбывать наказание, а не просто содержится под стражей».

Адвокат добавил, что разрешение этого вопроса важно не только для адвокатов, но и для самих содержащихся в СИЗО осужденных: одно дело – попросить у следователя разрешение на удостоверение своей доверенности и передать эту доверенность начальнику СИЗО, другое – обращаться за реализацией этого права к адвокату. И не всегда осужденный желает разъяснять адвокату обстоятельства, связанные с выдачей им доверенности.

Кроме прочего, Константин Кузьминых отметил, что вопрос об обязательности разрешения следователя или суда на удостоверение доверенности о получении присужденной ЕСПЧ компенсации все равно остается открытым: «Если ЕСПЧ уже присудил компенсацию, то каким образом вопросы ее выплаты властями РФ оказываются в зависимости от решения представителя властей – следователя или судьи?»

Виктория Велимирова
Доверенность СИЗО УИК РФ

0

11

Корниенко УИК РФ
Глава ФСИН указал на правовой пробел в Уголовно-исполнительном кодексе РФ
В ответе СПЧ Геннадий Корниенко отметил, что законодательство не устанавливает, кто входит в число «иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи» осужденным
07 Мая 2018
Законодательство
Уголовно-исполнительное право

Эксперты «АГ» согласились, что подобный законодательный пробел не позволяет осужденному в полной мере реализовать свое конституционное право на защиту путем недопуска сотрудниками органов ФСИН по его ходатайству защитников-неадвокатов. Устранить проблему, по их мнению, можно только внесением законодательных изменений.
Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека опубликовал ответ директора ФСИН России Геннадия Корниенко на запрос о том, как обеспечиваются права находящихся в местах принудительного содержания граждан на свидания со своими защитниками.

Глава ФСИН в своем ответе обратил внимание на имеющуюся правовую неопределенность в положениях УИК РФ, касающихся предоставления осужденным свиданий для получения юридической помощи. Он напомнил, что ч. 8 ст. 12 УИК закрепляет право осужденных получать юридическую помощь не только от адвокатов, но и от иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

В соответствии с ч. 4 ст. 89 УИК РФ для этого осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до 4 часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.

«При этом круг иных лиц, подпадающих под используемое законодателем понятие “иные лица, имеющие право на оказание юридической помощи”, УИК Российской Федерации не установлен, требования к таким лицам в законодательстве Российской Федерации нормативно не закреплены. Вместе с тем законом не предусмотрен бесконтрольный допуск к оказанию юридической помощи всех желающих или желаемых самим осужденным лиц, иное противоречило бы требованиям ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, а также в предусмотренных законом случаях – оказание юридической помощи бесплатно», – подчеркнул Геннадий Корниенко.

В ответе главы ФСИН приведена ссылка на позицию Конституционного Суда, изложенную в Постановлении от 26 декабря 2003 № 20-П, согласно которой законодатель, предусматривая предоставление свиданий осужденным к лишению свободы, различает, с одной стороны, свидания, которые предоставляются им в целях сохранения социально полезных связей с родственниками и иными лицами, и с другой – свидания с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, в целях реализации осужденными конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи, устанавливая различные условия и порядок реализации данного права в зависимости от вида свидания.

Также Геннадий Корниенко напомнил: п. 1 ст. 9 Закона об адвокатуре установлено, что статус адвоката в РФ вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Кроме того, на основании ч. 1 ст. 8 Закона о БЮП все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные ст. 6 названного Закона, могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами.

«При этом законодательством Российской Федерации не установлено ограничений на оказание юридической помощи осужденным представителями правозащитных организаций при условии их соответствия указанному квалификационному требованию», – заключил глава ведомства.

Вместе с тем Геннадий Корниенко проинформировал Совет, что ранее ФСИН России разработала законопроект о внесении поправок в ч. 4 ст. 89 УИК РФ в части ограничения круга лиц, имеющих право на оказание юридической помощи, в число которых должны были войти адвокаты, лица, оказывающие бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом о БЮП, и лица, имеющие полномочия представителя (защитника) осужденного в суде в соответствии с законодательством РФ. «Минюстом России дальнейшая работа по законопроекту прекращена», – сообщил он

Комментируя ответ директора ФСИН Совету по правам человека, адвокат АБ «Патронъ» Лидия Шевцова отметила, что позицию руководства ведомства следует считать своевременной в связи с наделением исправительных учреждений статусом режимных объектов специального назначения, что предполагает соблюдение правил допуска к посещению осужденных определенным кругом лиц.

«В соответствии с конституционным, уголовно-процессуальным законодательством в качестве защитника наряду с адвокатом по определению или постановлению суда (что считается законным основанием участия в деле защитника) может быть допущен один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. Вышеобозначенная законодательная позиция расходится с содержанием ч. 4 ст. 89 УИК РФ, как справедливо отмечено в разъяснении директора ФСИН о проблемах толкования данной нормы ввиду ее неопределенности. Подобный законодательный пробел не позволяет осужденному в полной мере реализовать свое конституционное право на защиту путем недопуска сотрудниками органов ФСИН по его ходатайству защитников-неадвокатов», – рассказала адвокат.

Лидия Шевцова отметила, что в практике нередко встречаются случаи, когда при наличии постановления суда о допуске лица, о котором ходатайствует обвиняемый (или осужденный), в качестве защитника наряду с адвокатом сотрудники ФСИН выступают с отказом по причине того, что в ст. 89 УИК статус данного лица фактически не определен и требует системного толкования.

В то же время эксперт не согласилась с предлагавшимися ведомством поправками в УИК: «Внесение изменений в ч. 4 ст. 89 УИК следует проводить во взаимосвязи со ст. 6 ЕКПЧ, ст. 48 Конституции РФ, ч. 2 ст. 49 УПК РФ, где понятие “защитник” шире понятия “адвокат” и решение о допуске того или иного лица, в том числе и правозащитной организации, по ходатайству обвиняемого или осужденного находится в компетенции суда».

По мнению Лидии Шевцовой, было бы разумно изложить ч. 4 ст. 89 УИК в следующей редакции: «Для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или одним из близких родственников обвиняемого или иным лицом, о допуске которого ходатайствует обвиняемый, по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. 49 УПК РФ, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов…».

Адвокат АП Белгородской области Георгий Скурятин согласился с тем, что хотя УИК РФ и закрепляет право осужденных получать юридическую помощь от адвокатов и иных лиц, однако конкретно не предусматривает законной возможности оказания юридической помощи осужденному защитником из числа близких родственников (ч. 2 ст. 49 УПК РФ) по уголовному делу после вступления обвинительного приговора суда в законную силу, в кассационной и надзорной инстанции.

«Несмотря на то что у защитников из числа близких родственников, допущенных к участию в уголовном деле судом, сохраняются уголовно-процессуальные права и обязанности на всех стадиях производства по делу, им зачастую не предоставляются свидания с осужденными администрациями исправительных колоний. Поводами для незаконных отказов в свиданиях являются отсутствие уголовно-процессуальных прав защитника после вступления приговора в законную силу, отсутствие у лица высшего юридического образования и т.д. В результате незаконных отказов защитникам в свиданиях грубейшим образом нарушаются права лиц, отбывающих уголовное наказание. Действующие требования ст. 12, 89 УИК РФ содержат правовую неопределенность, что зачастую приводит к принятию незаконных решений администрациями ИК ФСИН России», – отметил эксперт, согласившись с тем, что проблема может быть решена внесением изменений в Уголовно-исполнительный кодекс.

Глеб Кузнецов
07 Мая 2018
Законодательство
Уголовно-исполнительное право
Корниенко УИК РФ

0

12

ПОПРАВКИ УИК РФ
За решетку с компьютером
Верховный суд разрешил адвокатам проносить в СИЗО электронику
Владислав Куликов
Российская газета - Столичный выпуск №7509 (46)

Верховный суд России отменил нормы правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые позволяли забирать у адвокатов электронные устройства перед свиданием с подзащитными на территории колоний и тюрем.

Соответствующее решение публикует сегодня "Российская газета". Пересмотра правил добился адвокат Валерий Шухардин. Он рассказал, что только в течение прошлого года несколько раз сталкивался с тем, что сотрудники колоний заставляли его сдавать на временное хранение мобильный телефон, фотоаппарат и диктофон.

Вполне понятно, почему территория зон закрыта для проноса гаджетов и администрация строго следит за соблюдением запретов. Однако адвокату электронные устройства необходимы для работы. По нынешним временам забрать гаджеты у защитника - все равно что обезоружить.

Федеральная палата адвокатов РФ в свое время выступила с поддержкой административного иска, заявленного Шухардиным. Правовая позиция Верховного суда неизменна и выражалась неоднократно: правила внутреннего распорядка исправительных учреждений не могут ограничивать возможности защитника по оказанию квалифицированной юридической помощи. Кроме того, согласно позиции Конституционного суда РФ, выраженной по итогам рассмотрения одной из жалоб в 2001 году, ведомственные нормативные акты не могут регулировать либо ограничивать право на получение помощи адвоката, гарантированное Основным Законом.

ПОПРАВКИ УИК РФ

0

13

ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗЬ СУД ИК
Хочу говорить сам
Верховный суд защитил права заключенного на участие в суде по видеосвязи
Наталья Козлова
Российская газета - Неделя №7568 (105)

Имеет ли право руководство колонии отказать арестанту, если он высказал желание лично присутствовать на своем процессе по видеосвязи? На этот вопрос ответила Судебная коллегия по административным делам Верховного суда, разобрав спор заключенного и администрации колонии. При этом на сторону руководство пенициарного заведения встали все местные суды, а на сторону заключенного всего один, но это был Верховный суд.

Судья не может произвольно отказывать в удовлетворении ходатайства об участии в суде по видеосвязи. Фото: Александр Корольков/РГСудья не может произвольно отказывать в удовлетворении ходатайства об участии в суде по видеосвязи. Фото: Александр Корольков/РГ Судья не может произвольно отказывать в удовлетворении ходатайства об участии в суде по видеосвязи.

Об этом новшестве - быть участником суда по видеосвязи не так давно писали все средства массовой информации как о важном новшестве. Сейчас это стало обыденностью, хотя судебное решение по такому щепетильному вопросу рассматривается впервые.

Все началось в Красноярском крае, в одной из колоний которого отбывал срок наш истец. Постановлением исполняющего обязанности начальника колонии рядовой заключенный был привлечен к административной ответственности на шесть суток. Как сказано в постановлении начальника - "за нарушение порядка отбывания наказания". Это нарушение выразилось в том, что заключенный, находясь в здании штаба колонии, точнее, в помещении для проведения судебных заседаний "с использованием видео-конференц-связи" употребил в речи нецензурное слово в присутствии сотрудников колонии. Сам арестант с наказанием не согласился и объяснил, что ругался из-за того, что "не был обеспечен юридической помощью".

Районный суд оставил его иск к начальнику ИК без удовлетворения. А краевой суд с этим решением согласился.

Но Судебная коллегия по административным делам Верховного суда сочла отказы красноярских судов незаконными и объяснила, почему.

Из материалов дела видно, что заключенный обратился в суд с административным иском и попросил рассмотреть дело с его участием. Позже, обжалуя отказ суда, он попросил о том же - личном участии по видеоконференции апелляционную инстанцию. Но судьи истцу ответили, что он вполне может вести дела в суде через своего представителя.

На этот аргумент Верховный суд возразил коллегам. Он напомнил им Кодекс об административном судопроизводстве, где в 142-й статье сказано, что если для правильного решения административного дела необходимо присутствие в суде человека, который по объективным причинам не имеет такой возможности, то вопрос об его участии должен решить суд "путем использования систем видеоконференции, при наличии такой технической возможности".

Высокий суд напомнил, что системы видео-конференц-связи могут использоваться в суде по месту жительства, по месту пребывания или месту нахождения, если гражданин не может приехать в суд сам.

Отдельный разговор про тех, кто не может приехать, так как отбывает наказание в местах лишения свободы. Для их участия в судах используется также система видеоконференции в местах лишения свободы.

В этих случаях определение суда об участии арестантов с видео в процессах исполняет начальник колонии. Как разъяснил Конституционный суд в своем определении (от 28 марта 2017 года N 713-О), Кодекс административного судопроизводства предусматривает дополнительный способ участия в судебном процессе и не препятствует гражданам, участвующим в деле, "иным способом" довести до судей свою позицию. При этом законодатель непосредственно гарантирует возможность участия в процессе перед экраном тем, кто находится под стражей.

ВС обязал следователей разъяснять обвиняемым особенности суда присяжных
Верховный суд подчеркнул, что эта норма не содержит каких-либо положений, позволяющих судье произвольно отказывать в удовлетворении ходатайства об участии в суде по видеосвязи. Так что закон и Конституция гарантируют участие гражданина в суде по видеосвязи, если в колонии есть техническая возможность.

При этом, заметил Верховный суд, местные суды не выяснили, имеется ли у колонии техническая возможность для участия гражданина в слушаниях. А еще суд добавил, что местные коллеги должны учитывать права и интересы каждого участника процесса. А отбывание наказания не должно сказываться на реализации прав гражданина, участвующего в деле.

Так как местные суды допустили "существенные нарушения норм материального права", дело им придется пересматривать заново.

ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗЬ СУД ИК

0

14

ПОПРАВКИ УИК РФ
Освободившимся из заключения подросткам помогут с социальной адаптацией
Пленарное заседание Госдумы 22 мая

Освободившимся из заключения подросткам помогут с социальной адаптацией
ЮРИЙ МАГАС

Администрации исправительных учреждений будут уведомлять комиссии по делам несовершеннолетних (КНД) об их предстоящем освобождении не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы. Соответствующие поправки в Уголовно-исправительный кодекс Госдума приняла в первом чтении на пленарном заседании.

Законопроект Правительства направлен на обеспечение эффективного исполнения полномочий комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Комиссии по делам несовершеннолетних и сегодня обязаны способствовать адаптации и социализации освободившихся из мест заключения подростков, но многие из них не всегда располагают своевременной информацией об освободившихся подростках.

«Момент, когда освободившиеся из мест заключения несовершеннолетние возвращаются в мирную жизнь, проходит сложно», — отметила член Комитета по государственному строительству и законодательству Ольга Баталина.

По мнению депутата, сегодня назрела реформа института комиссий по делам несовершеннолетних, так как в каждом регионе установлен свой порядок работы КДН.

В Госдуме полагают, что принятие документа, который уточняет порядок освобождения подростков из мест лишения свободы, стимулирует Правительство к разработке нового закона о работе комиссий по делам несовершеннолетних.

ПОПРАВКИ УИК РФ

0

15

Регистрация брака ФСИН
Брак и расторжение брака 16 Регистрация и заключение брака в исправительных колониях ФСИН России

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 г. №143, государственная регистрация заключения брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак.

Регистрация и заключение брака в исправительных колониях ФСИН России
Брак и расторжение брака
01.06.2018

Регистрация и заключение брака в исправительных колониях ФСИН России

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 г. №143, государственная регистрация заключения брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак. Если брак желает заключить осужденный, отбывающий наказание в исправительной колонии, он должен обратиться к начальнику исправительной колонии с просьбой о предоставлении бланка совместного заявления о заключении брака установленной формы.

При отсутствии обстоятельств, препятствующих заключению брака (наказаний, замечаний, помещения в ШИЗО и т.д., т.е. если осужденный характеризуется положительно), то администрация исправительной колонии снабжает осужденного, за его счет, таким бланком заявления. После получения бланка заявления, с разрешения начальника исправительной колонии, приглашается нотариус, в присутствии которого осужденный заполняет свою сторону совместного заявления. Его подпись нотариально удостоверяется после уплаты государственной пошлины либо суммы согласно тарифу. Оплата услуг нотариуса осуществляется за счет лиц, вступающих в брак.

Данное заявление администрация исправительной колонии передает лицу, с которым осужденный желает вступить в брак, и одновременно сообщает адрес органа ЗАГСа, который правомочен зарегистрировать этот брак.

Государственная регистрация заключения брака производится только при наличии документов, удостоверяющих личности вступающих в брак (паспорта), в их присутствии, в помещении исправительной колонии, определенном начальником ИК по согласованию с руководителем органа ЗАГСа.

Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака в орган ЗАГС необходимо предъявить:

— документы, удостоверяющие личность, вступающих в брак;

— документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее. В случае, если государственная регистрация расторжения предыдущего брака производилась органом записи актов гражданского состояния, в который было подано заявление о заключении брака, предъявление документа, подтверждающего прекращение предыдущего брака, не требуется и орган записи актов гражданского состояния на основании сведений, изложенных заявителем в заявлении, устанавливает факт прекращения предыдущего брака на основании имеющейся записи акта о расторжении брака. В этом случае лицо (лица), вступающее в брак, вправе предъявить документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, по собственной инициативе;

— копия свидетельства о смерти прежнего супруга (если один из брачующихся вдова или вдовец);

— разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста (пункт 2 статьи 13 Семейного кодекса Российской Федерации) в случае, если лицо (лица), вступающее в брак, является несовершеннолетним;

— квитанцию оплаты госпошлины.

Оплата государственной пошлины за государственную регистрацию заключения брака, а также оплата транспортных расходов производится за счет лиц, вступающих в брак.

Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона № 143-ФЗ от 15.11.1997 года «Об актах гражданского состояния» в случае, если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния для подачи совместного заявления, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями о заключении брака. Подпись заявления лица, не имеющего возможности явиться в орган ЗАГС, должна быть нотариально удостоверена. К нотариально удостоверенной подписи лица, совершенной на заявлении о заключении брака, приравнивается удостоверенная начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подпись подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, либо осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении.

Таким образом, лицом, не имеющим возможности явиться в орган ЗАГС является гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы.

Вторая сторона, желающая вступить в брак лично, с документом, удостоверяющим личность и нотариально заверенным заявлением о заключении брака осужденного, обращается в орган ЗАГС для подачи заявления на государственную регистрацию заключения брака.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» от 15.11.1997 г. № 143, государственная регистрация заключения брака производятся по истечении месяца и двух дней со дня подачи совместного заявления о заключении брака в отдел ЗАГС, в присутствии лиц, вступающих в брак.

Начальник отдела ЗАГС может отказать в государственной регистрации заключения брака, если располагает доказательствами, подтверждающими наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

Заявления о государственной регистрации заключения брака принимаются только при наличии всех необходимых документов.

Государственная регистрация заключения брака производится по графику, утверждённому начальником отдела ЗАГС и начальником исправительного учреждения.

Регистрация брака ФСИН

0

16

Адвокаты СИЗО
Адвокатам разрешили заходить в СИЗО с электронными гаджетами

Верховный Суд РФ отменил запрет на использование адвокатами в СИЗО мобильных телефонов, средств электронной коммуникации, носителей и накопителей информации. Теперь уголовный адвокат в Москве сможет беспрепятственно пользоваться во время свидания с подзащитным электронными устройствами, которые нужны ему для работы.

Ранее для адвокатов действовали правила внутреннего распорядка колоний и тюрем, запрещающие иметь при себе во время свидания любые электронные носители и устройства. Запрет усложнял работу и создавал множество неудобств, ведь гаджеты являются необходимым рабочим инструментом. Долгое время уголовные адвокаты безуспешно просили отменить устаревшее решение. И с февраля 2018 года вступили в силу новые правила.

Теперь уголовный адвокат может проносить на территорию исправительных учреждений электронные устройства, которые он использует в работе. В решении Верховного Суда дается следующий перечень: мобильные телефоны, диктофоны, фотоаппараты, видеокамеры, аудиоустройства, электронные носители и накопители.

Изменения были приняты ввиду того, что ограничения, фактически, связывали адвокатов по рукам и ногам, потому что не давали выполнять свои прямые обязанности – оказывать клиентам квалифицированную юридическую помощь. Причем страдали не только защитники, но и сами арестованные или осужденные. Они лишались права на получение полноценной помощи адвоката, что противоречит Конституции. В связи с запретом в различные инстанции поступало множество жалоб. И вот, наконец, было принято решение ограничить действовавший ранее п 77 Правил внутреннего распорядка тюрем и колоний.

Теперь уголовный адвокат в Москве не будет сдавать на хранение свои рабочие гаджеты, а сможет свободно пользоваться ими во время свидания с клиентом, дело которого он ведет. Но не смотря на указанные изменения, адвокат по уголовным делам сталкивается с тем, что администрация СИЗО игнорирует их.

Адвокаты СИЗО

0

17

Законодательство ФСИН
Колонии всех типов могут появиться во всех регионах России
13 Июня 2018
Москва
rueconomics.ru/p/331884

Система строительства учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) – колоний всех типов может измениться в России. Соответствующий законопроект внесет в Госдуму депутат Иван Сухарев.

Колонии всех типов могут появиться во всех регионах России

По словам парламентария, детские колонии, колонии-поселения и колонии строгого режима сейчас сосредоточены в одном регионе, а в соседнем может быть ни одной. В частности, в Чукотском автономном округе учреждений ФСИН вообще нет. Поэтому приходится отправлять людей отбывать наказание за тысячи километров от родного дома, нарушая социальные связи. Сухарев подчеркнул, что из-за этого отсидевшие положенный срок выходят на свободу озлобленными.

Депутат отметил, что рабочая группа по совершенствованию законодательства об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания при Экспертном совете Комитета Госдумы по развитию гражданского общества исправит недоработки в уголовно-исправительной системе под руководством Сухарева. Автор инициативы выразил уверенность, что благодаря распределению колоний в регионах по кластерному принципу позволит избежать их перегруза и развития обострения криминогенной обстановки, пишет «Парламентская газета».

Вероника Фомичева
#ГОСДУМА #ФСИН #ДЕПУТАТ #ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ #КОЛОНИИ #ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ #СУХАРЕВ
Законодательство ФСИН

0

18

Сделки под стражей
Создать мощные инструменты
Вопрос квалификации действительности сделок, совершенных лицами, находящимися под стражей, требует тщательной регламентации
Ваюкин Василий
Адвокат АП г. Москвы
15 Июня 2018
Законодательство
Уголовное право и процесс
Материал выпуска № 12 (269) 16-30 июня 2018 года.

Комментируя статью Алины Емельяновой «Без разрешения на сделку» («АГ». 2018. № 2 (259)), автор настоящей публикации отмечает, что все вопросы, возникающие при совершении сделок лицами, находящимися под стражей, включая вопрос ответственности должностных лиц уполномоченных органов за немотивированные отказы либо ошибки, повлекшие причинение убытков, должны быть регламентированы постановлением Пленума Верховного Суда РФ.

Рост преступлений в экономической сфере поставил правоохранительную систему перед острой необходимостью жесткого пресечения общественно опасных деяний, направленных на незаконное приобретение права владения и (или) пользования, и (или) распоряжения активами (частью активов) юридического лица либо связанных с установлением контроля над юридическим лицом путем приобретения права владения и (или) пользования, и (или) распоряжения долями участников юридического лица в уставном капитале юридического лица и/или голосующими акциями акционерного общества.

Сделки под стражей

0

19

ПОПРАВКИ УИК РФ
Тяжело больных осужденных предложили освобождать из тюрьмы
26 ИЮНЯ 2018

Заключённых, которые тяжело больны, хотят освобождать от наказания. Такую поправку в Уголовно-исполнительный кодекс рассмотрела правительственная комиссия. Как сообщает издание "Российская газета", речь идёт именно о тех случаях, когда больной неизлечим.
Осужденный должен будет пройти медицинское освидетельствование. Для этого ему нужно подать соответствующее заявление. Если же человек болен настолько, что не может встать с кровати (например, парализован), то заявление на медицинскую комиссию администрация учреждения напишет за него.
Как сказал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, на практике возникают случаи, когда из-за особенностей процедуры заключенного даже не успевают освободить, и он умирает в тюрьме. Теперь правительство получит полномочия устанавливать процедуру медосвидетельствования таких заключенных, и это позволит решить многие проблемы.
Напомним, недавно стало известно ещё об одном изменении в этой сфере. Новый закон коснулся порядка исчисления срока отбывания наказания.

УФСИН
ПОПРАВКИ УИК РФ

0

20

УДО УИК РФ
Новый законопроект предусматривает ходатайство из СИЗО об условно-досрочном освобождении
27 июня 2018
СИЗО СПЧ ФСИН МИХАИЛ ФЕДОТОВ
РИА Новости
Максим Блинов

Законопроект, по которому человек сможет ходатайствовать об условно-досрочном освобождении, находясь еще в СИЗО, готовится Советом по правам человека и Федеральной службой исполнения наказаний. Об этом на круглом столе «Известий» рассказали представители СПЧ и ФСИН.

Глава СПЧ Михаил Федотов пояснил суть предложения: если осужденный согласен, он пишет заявление на имя начальника СИЗО и отправляется в колонию, чтобы оттуда принимать участие в рассмотрении дела в режиме видео-конференц-связи.

«Здесь много поправок потребуется: и в УПК, и в УК, и в Уголовно-исполнительный кодекс. Зато это приведет к тому, что люди, которые готовы сразу отправиться в колонию, смогут это сделать. Для человека, который осужден, это означает, что ему будет идти уже тот срок, который необходим для УДО. Помимо срока, который установлен кодексом для условно-досрочного освобождения, есть еще неписаный срок пребывания в колонии. Пока он в колонии полгода не пробудет, даже если у него подошел срок УДО, начальник колонии ему характеристику не подпишет, скажет, что его еще недостаточно изучили. Если мы хотим исключить эту ситуацию, мы должны дать возможность ходатайствовать об УДО в том числе и из СИЗО», — объяснил Федотов, добавив, что на сегодня такая практика существует только в одном регионе — в Крыму.

По словам начальника управления организации медико-санитарного обеспечения ФСИН Александра Приклонского, нововведение будет прописано в законопроекте, готовящемся ведомством совместно с СПЧ.

«Если это произойдет, улучшатся условия содержания в СИЗО. Затраты ФСИН на эту категорию граждан колоссальны, бюджет несет огромную нагрузку. Мы видим потенциальные возможности наших следственных изоляторов уменьшить эту нагрузку, если норма будет применена. Но в любом случае необходимо дальнейшее строительство следственных изоляторов, отвечающих всем необходимым требованиям», — отметил Приклонский.

Федотов рассказал, что законопроект пока что находится в начальной стадии.

«Идеи сформированы, сейчас нужно все прорабатывать с ведомствами», — пояснил правозащитник.

УДО УИК РФ

0