Государственная уголовно-исполнительная служба Украины осуществляет руководство органами и учреждениями исполнения наказаний в Украине, ей подчиняются территориальные органы управления в регионах и городах государственного значения.
Деятельность Государственной уголовно-исполнительной службы Украины направляется и координируется Министерством юстиции Украины.
РУКОВОДСТВО
Заместитель министра
Чернышов Денис Викторович
481-05-00, 461-86-00
d.chernyshov@minjust.gov.ua
Директор Департамента государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Пащенко Оксана Владимировна
481-05-60
o.pashchenko@minjust.gov.ua
Директор Департамента пробации
Янчук Олег Борисович
481-05-68
o.yanchuk@minjust.gov.ua
Директор Департамента ресурсного обеспечения Государственной уголовно-исполнительной службы Украины
Гуназа Олег Евгеньевич
481-05-02
o.gunaza@minjust.gov.ua
СТУКТУРА
СЕКТОР МОБИЛИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ
ОТДЕЛ ИНСПЕКТИРОВАНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
УПРАВЛЕНИЕ ПЛАНОВО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРОБАЦИИ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ УКРАИНЫ
ДЕПАРТАМЕНТ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ПРОБАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
Указом Президента Украины No 1085/2010 “Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти” определен единый государственный орган – Государственную пенитенциарную службу Украины, на которую возлагается задача по осуществлению единой государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний.
Абстрагируясь от основных задач уголовно-исполнительной политики, а именно: определение основных направлений эффективного исполнения уголовных наказаний в условиях строгого соблюдения требований законности; разработка основных направлений деятельности органов государства и общественности для достижения исправления и ресоциализации осужденных; разработка основных направлений деятельности, связанной с профилактикой совершения преступлений и правонарушений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения; определение направлений деятельности государственных органов и общественности для обеспечения социальной адаптации лиц, освобожденных из уголовно-исполнительных учреждений, в различных статьях КВН Украины (в частности, в ст. 1, 5, 11, 22, 25, 93, 102 и др.) конкретизированы функции уголовно-исполнительной системы, среди которых можно выделить:
– охранную –обеспечивает защиту общества от преступных посягательств путем реализации социальных мероприятий, в процессе и после выполнения наказаний;
– предохранительную –состоит в превентивном воздействии как на осужденных, так и на других лиц с целью недопущения совершения ими преступлений;
– правоохранительную –обеспечивает охрану прав и законных интересов лиц, отбывающих или отбывших уголовные наказания, и лиц, которые работают в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
– социальная –заключается в реализации мер социальной помощи осужденными как в процессе отбывания наказания, так и после его завершения;
– нейтралізаційну – способствует нейтрализации негативных последствий деятельности УВП и недопущению социального исключения осужденных путем проведения комплекса социально направленных мероприятий;
– исправительную –способствует мобилизации внутренних сил личности преступника для его возвращения к общества путем создания соответствующих для этого социальных, правовых и организационных условий;
– регулятивная (организационная) – заключается в том, что все субъекты уголовно-исполнительной системы в процессе реализации функции государства по исполнению уголовных наказаний выступают как единая целостная система;
– координационный –заключается в отводе Гптс Украины главного места при реализации пенитенциарной функции государства и в обеспечении этим ведомством взаимодействия всех других субъектов уголовно-исполнительной системы;
– информационная –заключается в создании прозрачного информационного пространства вокруг деятельности всех субъектов уголовно-исполнительной системы.
Так, охранительная функция уголовно-исполнительной системы обеспечивается деятельностью специальных государственных органов и учреждений исполнения наказаний. С Государственная пенитенциарная служба Украины формирует единую государственную политику, реализует целевые программы развития уголовно-исполнительной системы и определяет основные направления деятельности органов и учреждений исполнения наказаний, а именно:
контролирует выполнение актов законодательства по вопросам, относящимся к его
компетенции, приговоров, постановлений и определений судов, обеспечивает распределение на содержание осужденных к лишению свободы и лиц, взятых под стражу;
анализирует результаты деятельности органов и УИН, составляет долгосрочный и оперативный прогнозы криминогенной обстановки и на их основе вносит в установленном порядке предложения по повышению эффективности функционирования уголовно-исполнительной системы, обеспечения правопорядка и безопасности, усиления борьбы с преступностью, информирует население по этим вопросам через средства массовой информации;
организует и контролирует оперативно-розыскную деятельность;
организует исполнение актов амнистии и помилования;
обеспечивает организацию воспитательной работы с осужденными;
обеспечивает, в соответствии с законодательством, правовая и социальная защита лиц рядового и начальствующего состава, работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей налаживает по поручению Кабинета Министров Украины, Министерства юстиции Украины связи с международными организациями, заключает соглашения с соответствующими органами иностранных государств о сотрудничестве в сфере исполнения уголовных наказаний, борьбы с преступностью и по другим вопросам, относящимся к его компетенции и др.
Согласно ст. 2 Уголовно-исполнительного кодекса Украины уголовно-исполнительное законодательство Украины состоит из КВН Украины, других нормативно-правовых актов, а также действующих международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины. Цель и задачи уголовно-исполнительного законодательства Украины сформулированы в ст. 1 КВН Украины, согласно которой порядок и условия исполнения и отбывания уголовных наказаний направлены на защиту интересов личности, общества, государства, что реализуется через:
— создание условий для исправления и ресоциализации осужденных;
— предотвращение совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами;
— предотвращение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения с осужденными.
Основные задачи уголовно-исполнительного законодательства закреплены в ч. 2 ст. 1 КВН Украины, и к ним относятся:
— определение принципов исполнения уголовных наказаний;
— определение правового статуса осужденных, гарантий защиты их прав, законных интересов и обязанностей;
— определения порядка применения к осужденным средств воздействия с целью исправления и ресоциализации;
— определение системы органов и учреждений исполнения наказаний, их функций и порядка деятельности;
определение надзора и контроля за исполнением уголовных наказаний;
— определение участия общественности в этом процессе;
— регламентация порядка и условий исполнения и отбывания уголовных наказаний;
— освобождение от отбывания наказания;
— помощь лицам, освобожденным от отбывания наказания, контроль и надзор за ними.
Целесообразно заметить, что приведенное выше формулировка цели уголовно-исполнительного законодательства (ч. 1 ст. 1 КВН Украины) существенно не отличается от задач наказания, определены в ч. 2 ст. 50 УК Украины, но к сожалению, необходимо констатировать, что они неоднозначно воспринимаются учеными и остаются предметом дискуссии.
Приведенное положение характеризуется тем, что нормы уголовно-исполнительного законодательства являются производными от норм уголовного законодательства и играют вспомогательную роль в реализации института наказания, определяя процедуру исполнения и отбывания наказания и цели наказания, закрепленные в Уголовном кодексе Украины (кара, исправление осужденных, общая и специальная превенция), но они должны иметь решающее значение для определения предмета правового регулирования уголовно-исполнительного права, а цель уголовно-исполнительного законодательства в коем случае не должна приобретать большую значимость, чем задачи наказания. Уголовно-исполнительное законодательство определяет порядок и условия выполнения уголовных наказаний, систему, основания и порядок их применения, что установлено Уголовным кодексом Украины.
Нормы уголовно-исполнительного законодательства целиком основываются на предписаниях Конституции Украины, отвечают потребностям современной жизни, отражают изменения, произошедшие в политической, экономической и социальной сферах нашего государства. Уголовно-исполнительное законодательство призвано содействовать развитию Украины как суверенного, независимого, демократического, социального, правового государства.
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ И ПРОБАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ
Приказом Министерства юстиции Украины от 27.02.2017 № 680/5 утверждены Положения об определении лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы и лишению свободы на определенный срок, вида колонии, порядок направления для отбывания наказания лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, лишения свободы на определенный срок, ареста и ограничения свободы, и их перевода, а также Положение о центральной, межрегиональную комиссию и комиссию следственного изолятора по вопросам определения лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы и лишению свободы на определенный срок, вида колонии, порядок направления для отбывания наказания лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, лишения свободы на определенный срок, ареста и ограничения свободы, и их перевод.
Эти нормативные документы размещены на официальном сайте Министерства юстиции Украины.
Одновременно, с целью уведомления граждан, которые ранее обращались в Министерство юстиции Украины с вопросов о переводе осужденных из одного учреждения исполнения наказаний к другой и получили разъяснения по организации работы комиссии уполномоченной рассматривать вопросы, прошу отдельно разместить на сайте Министерства юстиции Украины информацию о обновленный порядок подачи ходатайств граждан о переводе осужденных и рассмотрение их межрегиональными комиссиями и Центральной комиссией Министерства юстиции Украины.
В частности, в соответствии с требованиями указанного выше приказа межрегиональная комиссия, которая образуются в каждом межрегиональном управлении по вопросам исполнения уголовных наказаний и пробации Министерства юстиции, осуществляет направление для отбывания наказания лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, лишения свободы на определенный срок, ареста или ограничения свободы, их переводе для отбывания наказания из одного учреждения исполнения наказаний к другой и рассматривает жалобы на решения комиссий следственных изоляторов.
Министерством юстиции Украины образованы 6 (шесть) межрегиональных управлений по вопросам исполнения уголовных наказаний и пробации Министерства юстиции Украины (далее – межрегиональное управление), а именно:
Западное межрегиональное управление, полномочия которого распространяется на территорию Львовской, Волынской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Ровенской и Тернопольской областей, расположенное по адресу: вул. Архипенко, 1, м. Львов, 79005;
Южное межрегиональное управление, полномочия которого распространяется на территорию Одесской, Кировоградской, Николаевской и Херсонской областей, расположенное по адресу: вул. Люстдорфская дорога, 9, м. Одесса, 65017;
Юго – Восточное межрегиональное управление, полномочия которого распространяется на территорию Днепропетровской, Донецкой и Запорожской областей, расположенное по адресу: вул. Короленко, 4, м. Днепр, 49070;
Северо – Восточное межрегиональное управление, полномочия которого распространяется на территорию Харьковской, Луганской, Полтавской и Сумской областей, расположенное по адресу: вул. Нетіченська, 14, м. Харьков, 61010;
Центральное межрегиональное управления, полномочия которого распространяется на территорию Киевской, Житомирской, Черкасской и Черниговской областей, расположенное по адресу: вул. Воздвиженская, 2, м. Киев, 04071;
Центрально – Западное межрегиональное управление, полномочия которого распространяется на территорию Винницкой, Хмельницкой и Черновицкой областей, расположенное по адресу: вул. Брацлавская, 2а, м. Винница, 21100.
Межрегиональная комиссия согласно возложенных на нее задач:
рассматривает вопросы и осуществляет направление для отбывания наказания лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, лишения свободы на определенный срок, ареста и ограничения свободы, из СИЗО в учреждения исполнения наказаний в пределах зоны деятельности межрегионального управления;
рассматривает вопросы и осуществляет перевод осужденных к пожизненному лишению свободы, лишения свободы на определенный срок, ареста и ограничения свободы для отбывания наказания из одного учреждения исполнения наказаний к другой в пределах зоны деятельности межрегионального управления без изменения уровня безопасности в соответствии с требованиями статей 50, 57, 93 Уголовно-исполнительного кодекса Украины;
рассматривает вопросы и осуществляет направление осужденных, которым ограничение свободы назначено в соответствии со статьей 82 Уголовного кодекса Украины, исправительных центров в пределах зоны деятельности межрегионального управления;
направляет материалы на рассмотрение центральной комиссии по вопросам изменения условий содержания осужденных к лишению свободы путем перевода их в исправительные колонии другого уровня безопасности в соответствии с требованиями статей 100, 101, 147 Уголовно-исполнительного кодекса Украины;
осуществляет рассмотрение жалоб граждан, осужденных, заключенных, государственных органов или общественных объединений на решения комиссий СИЗО и наряды подразделения межрегионального управления, который осуществляет контроль за исполнением судебных решений;
осуществляет иную деятельность в пределах полномочий и возложенных задач.
Центральная комиссия Министерства юстиции Украины, которая образуется в Министерстве юстиции Украины, рассматривает жалобы на решения межрегиональных комиссий, осуществляет направление для отбывания наказания в отдельно определенных лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы, лишения свободы на определенный срок, ареста или ограничения свободы, их переводе для отбывания наказания из одного учреждения исполнения наказаний к другой.
Основными задачами центральной комиссии являются:
рассмотрение вопросов изменения условий содержания осужденных к лишению свободы путем перевода их в исправительные колонии другого уровня безопасности в соответствии с требованиями статей 100, 101, 147 Уголовно-исполнительного кодекса Украины;
рассмотрение вопросов о переводе осужденных из одного учреждения исполнения наказаний к другой за пределами зоны деятельности одного межрегионального управления в соответствии с требованиями статей 57, 93 Уголовно-исполнительного кодекса Украины;
рассмотрение ходатайств межрегиональных управлений по переводу осужденных из одного учреждения исполнения наказаний к другой за пределами зоны деятельности одного межрегионального управления при наличии реальной угрозы жизни или здоровью осужденного, осложнения оперативной обстановки в учреждении, в котором отбывает наказание осужденный, для предупреждения наступления негативных последствий, чрезвычайных событий, на выполнение нормативно-правовых актов Правительства или Министерства юстиции Украины, с других исключительных оснований;
рассмотрение жалоб осужденных к лишению свободы, близких родственников и членов семьи и адвокатов осужденного на решение межрегиональной комиссии и наряды подразделения по контролю за исполнением судебных решений Министерства юстиции Украины о направлении к уголовно-исполнительной учреждения;
подготовка указаний, разъяснений и методических рекомендаций комиссиям СИЗО и межрегиональным комиссиям по определению уровней безопасности исправительных колоний лицам, осужденным к лишению свободы, их распределения и перевода и по другим вопросам деятельности указанных комиссий. Решения, указания центральной комиссии по вопросам деятельности комиссий СИЗО или межрегиональных комиссий вступают в силу с момента их подписания и являются обязательными для исполнения;
другая деятельность в пределах полномочий и возложенных на нее задач.
Для обеспечения надлежащего рассмотрения межрегиональными комиссиями и Центральной комиссией Министерства юстиции Украины ходатайств о переводе осужденных для отбывания наказания из одного учреждения исполнения наказаний к другой, указанным выше приказом определен обязательный перечень документов, которые необходимо приобщить к ходатайствам осужденного или близкого родственника или члена семьи осужденной.
Так, ходатайство осужденного о переводе осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного учреждения исполнения наказаний к другой с основания «в соответствии с его места жительства до осуждения» прилагаются:
- справка из личного дела осужденного;
- копию паспортного документа (или иного документа, удостоверяющего личность);
- копия документа, подтверждающего регистрацию места проживания или места пребывания до осуждения. Подпись осужденного на ходатайстве заверяется руководителем администрации учреждения исполнения наказаний.
К ходатайству осужденного или близкого родственника или члена семьи осужденного о переводе осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного учреждения исполнения наказаний к другой с основания «соответственно в места постоянного проживания близких родственников и/или членов семьи осужденного» прилагаются:
- справка-выписка из личного дела осужденного;
- копии паспортных документов осужденного и близких родственников или членов семьи осужденного;
- оригиналы или нотариально заверенные копии справки о регистрации места жительства или места пребывания близкого родственника или члена семьи, который обратился с ходатайством, документов, подтверждающих наличие родственных отношений (свидетельство о рождении, свидетельство о браке и тому подобное). Подпись осужденного на ходатайстве заверяется руководителем администрации учреждения исполнения наказаний.
В ходатайстве о переводе должна содержаться дополнительная информация в отношении всех близких родственников и членов семьи осужденного согласно степени их родства и места их постоянного проживания.
Свидетельства о рождении ребенка осужденного дополнительно прилагаются справка о регистрации места жительства или места пребывания ребенка и информация службы по делам детей по месту проживания ребенка и по месту жительства осужденного о лишении или восстановлении родительских прав.
КОНТАКТЫ
Заместитель Министра юстиции Денис Чернышов: 481-05-00
Директор Департамента Государственной уголовно-исполнительной службы Оксана Пащенко: 481-05-60
Адрес: г. Киев, вул. Мельникова 81