pr42.site



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Объявление

Рейтинг

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 36


ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 36

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 2 Права и свободы человека и гражданина
Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 36

1. Подробно предоставленное Конституцией право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю регулируется Земельным кодексом РФ от 21 октября 2001 г. В соответствии со статьей 15 Кодекса собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность.

3. Права на землю могут быть ограничены только по основаниям, установленным Кодексом и иными федеральными законами. Кодекс в статье 56 предусматривает, что могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, и др. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

0

3

Статья 36

1. Часть 1 ст. 36 конкретизирует более общие конституционные положения о признании и защите наряду с другими формами собственности частной собственности (ст. 8), охраняемой законом (ч. 1 ст. 35), и о том, что земля, как и другие природные ресурсы, может находиться в частной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9). В ч. 1 ст. 36 речь идет только об одном объекте одного из возможных прав собственности - праве частной собственности на землю, а также о том, что субъектами этого права могут быть граждане и их объединения (семейные, кооперативные, акционерные и др.). Последнее особенно важно в связи с тем, что в массовом сознании частная собственность имеет преимущественно индивидуальную, в крайнем случае семейную форму, а негосударственная свободная групповая собственность физических лиц (кооперативная, акционерная и др.) представляется чуть ли не привычной колхозно-кооперативной собственностью, которая лишь формально являлась коллективной и общественной, а фактически была огосударствлена.

Конституция не ограничивает круг субъектов права частной собственности (а также аренды, пользования и др.) на землю и другие природные ресурсы, как это делается во многих цивилизованных странах, где на определенные группы граждан, категории земель, способы их использования это право не распространяется.

Некоторые ограничения права частной собственности на землю могут вытекать из конституционных положений о политике РФ как социального государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7), в частности на жилищное строительство и т.п. (ч. 2 и 3 ст. 40), на ведение крестьянского (фермерского) хозяйства и др. Право частной собственности, в особенности на землю, является одним из таких условий, особенно если оно сопровождается устранением незаконных препятствий достойной жизни и свободному развитию со стороны властей, других лиц (соседей), предпринимателей, скупающих земли для застройки для создания новых латифундий, и т.п.

Из ч. 1 ст. 9 Конституции вытекают требования, чтобы земля, как и другие природные ресурсы, использовалась и охранялась как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Это значит прежде всего, что использование земли, не соответствующее ее функционированию в качестве основы жизни и деятельности народов, недопустимо; что закон должен запрещать или, по крайней мере существенно и надежно ограничивать нерациональное, тем более хищническое обращение с землей, водами, лесами и др., любую другую деятельность, снижающую плодородие почв, приводящую к гибели ценных сельско- и лесохозяйственных угодий (из-за их застройки, заболачивания, засоления, опустынивания и т.п.), а также территорий городов и иных населенных пунктов со всеми их землями в результате "уплотнительной застройки", вырубку городских лесонасаждений, затопление, загрязнение химикатами, радиоактивными веществами и др. Эти явления уже привели к тому, что обширные территории России могут надолго перестать (а многие уже перестали) быть основой жизни и деятельности людей.

Из того же положения ч. 1 ст. 9 может быть сделан вывод об обязанности государственных властей Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления поощрять соответствующее требованиям Конституции и законов использование и охрану земель и других природных ресурсов.

По-видимому, из ч. 1 ст. 9 можно также сделать вывод, аналогичный прямым предписаниям конституций и законов многих стран, о том, что право собственности и производные вещные земельные и иные права физических и юридических лиц, не способных (по уровню квалификации, отношению к труду, наличию необходимого оборудования, иного необходимого имущества или кредита) обеспечить должное использование и охрану земель или систематически и существенно нарушающих законные требования указанного характера, могут быть серьезно ограничены или даже вовсе прекращены. В частности - в порядке принудительного выкупа для государственных нужд, предусмотренного частью 3 ст. 35 Конституции, или другим законным способом, соответствующим требованиям ст. 8, 9, 35, 36 и др.

Все эти требования следовало бы определить в федеральном законе. Это прямо вытекает из ряда положений Конституции. Во-первых, из ст. 71 и 72, прямо или косвенно относящих установление принципов правового регулирования земельных отношений к ведению РФ, а также из ст. 72 и 73, относящих конкретизацию федеральных принципов земельного законодательства к ведению субъектов РФ. Во-вторых, об определении условий и порядка пользования землей на основе федерального закона говорит часть 3 ст. 36.

Конституционные предписания, ставящие частную собственность на первое место в перечне всех форм собственности, в частности на землю, а также наличие в Конституции отдельных статей только об одной этой форме означают признание социально-экономических преимуществ современной частной собственности на землю и иные природные ресурсы, важность ее защиты после долгих десятилетий враждебного отношения к ней в СССР. Этот еще отчасти фактически сохраняющийся в России якобы социалистический режим земельных отношений был основан на национализации всей земли, на исключительном и неограниченном государственном праве собственности на землю, на ее изъятии из гражданского оборота с неизбежным при этих условиях бюрократическим произволом, подавляющим личную заинтересованность гражданина, трудящегося на земле или иначе пользующегося ею. Этот режим не допускал существования частной собственности на землю. Он убедительно доказал свою неэффективность и несовместимость со всенародными интересами, породив продовольственные затруднения, нерациональную организацию городских территорий, массовую гибель пашен, лесов и т.п. Отсутствие экономической, т.е. денежной, рыночной оценки земли подрывало экономику и стимулировало растранжиривание земельных ресурсов. Исключение земли из товарной массы, противостоящей на рынке массе денежной, ослабляло советскую валюту.

Превосходство частного хозяйствования на земле было убедительно доказано в России (как и в Китае, Польше, Венгрии и ряде других стран): упадком казенного, якобы общественного сельского хозяйства, гораздо лучшим состоянием и гораздо большей эффективностью земельных угодий единоличных крестьянских, личных подсобных хозяйств и т.п. Неудивительно, что советский образец земельного строя и законодательства о земле был отвергнут всем миром, в том числе почти всеми странами "социалистического лагеря", сохранившими, хотя и с большими ограничениями, частную крестьянскую и небольшую городскую частную собственность на землю, даже переданную в пользование кооперативам.

Первые шаги к пересмотру конституционных основ земельного законодательства были непоследовательно и противоречиво сделаны в начале 90-х годов внесением ряда поправок в Конституцию СССР 1977 г. и в Конституцию РСФСР 1978 г., особенно - с началом перестройки в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ в.

С одной стороны, в Конституцию РСФСР были включены: признание частной (а не только личной), но только индивидуальной собственности (на первом месте в перечне форм собственности; ч. 1 ст. 10), в том числе на природные ресурсы (без прямого упоминания о земле). Земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции могли предоставляться государством в "собственность", а в некоторых случаях; быть проданы. Государство получило право устанавливать предельные размеры земельных участков, а землепользователи были обязаны эффективно использовать землю, беречь ее, повышать ее плодородие (ст. 10-12).

С другой стороны, право частной собственности подвергалось и нерациональным ограничениям: коллективная собственность была исключена из понятия частной собственности, в некоторых перечнях форм собственности на природные ресурсы и землепользования на первое место ставились государственная собственность (ст. 11, 112), пользование и пожизненное наследуемое владение землей (но не собственность на нее). Продажа собственных земельных участков допускалась либо органу государственной власти (т.е. Совету народных депутатов), либо физическим и юридическим лицам. Но в последнем случае - только для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства или не ранее чем через 10 лет после их бесплатного получения или через 5 лет после их покупки (ст. 12). Этим положениям соответствовал и Земельный кодекс РСФСР 1991 г.

Во всем этом выражалось упорное сопротивление необходимым радикальным реформам, сопровождаемое "тактическими" частичными, мелкими уступками.

Более решительный переход к выработке новых конституционных основ земельного законодательства был связан с подготовкой проекта новой Конституции России в 1990-1993 гг. Конституционной комиссией Съезда народных депутатов. Из этого проекта и других проектов, использованных при выработке окончательного текста Конституции РФ, в него вошли многие положения о частной и иных формах земельной собственности, о свободном осуществлении полномочий собственника, о рациональном использовании и охране земель, как и всей окружающей среды, без нарушения интересов народов и прав иных лиц, о законодательном регулировании земельных отношений. Но даже в окончательный текст Конституции России 1993 г. не вошли прямые предписания: об обязательном рациональном и эффективном использовании земель, о государственном регулировании земельных отношений, территориальном планировании использования земель, об определении их целевого назначения, охране плодородия почв, ограничении сосредоточения земли, как и других природных ресурсов, в руках частного собственника или пользователя, о запрещении менять целевое назначение особо ценных сельскохозяйственных и охраняемых земель, об установлении единых, независимых от права собственности правил использования земель и других природных ресурсов и т.д.

Таким образом, далеко не все возможности конституционного установления эффективных и справедливых принципов земельного законодательства использованы в Конституции 1993 г.

Следует отметить, что положения о земельных реформах, об обязательном, независимо от воли собственника, эффективном использовании земель появились в отразившей итоги многолетней мексиканской аграрной революции Конституции этой страны (1917 г.), в конституциях Германии (1919 г.), Чехословакии (1920 г.), Польши (1921 г.), Латвии (1922 г.) и многих других стран Европы, Азии (в том числе Китая) и Латинской Америки. Еще более полно и глубоко осуществляется конституционное регулирование земельных отношений после Второй мировой войны (конституции ФРГ 1949 г., Италии 1947 г. и др.), особенно в конце XX в. (конституции Испании 1978 г., Бразилии 1988 г., Швейцарии 1999 г. и др.).

Подробное конституционное регулирование земельных отношений ограничивает возможность произвола законодателей, не всегда склонных к строгому соблюдению конституции, и побуждает к еще более полному урегулированию этих отношений в текущем земельном законодательстве.

Конституционные предписания о земле составляют основу земельного законодательства. В России сейчас в его состав входят некоторые положения принятых ранее законов, не противоречащие Конституции 1993 г. (например, Земельного кодекса 1991 г.), а также законы, изданные уже на основе этой Конституции и в соответствии с ней. В их числе ГК России, в котором многие разделы и положения об имущественных отношениях относятся к земле, им охватывают и землю (ст. 126, 129, 130, 132, 164, 216, 222, 226, 233, 235, 239, 257, 258, 316, 340, 552, 533, 652, 653, 1181, 1182 и др.); в их числе, кроме того, гл. 17 ГК, озаглавленная "Право собственности и другие вещные права на землю" (ст. 260-287); ряд предписаний о земле содержится в законах о местном самоуправлении, о сельском хозяйстве и многое другое.

Особое значение приобрел вопрос о новом Земельном кодексе (ЗК). Важно отметить, что кодификация всего земельного законодательства, т.е. создание единого ЗК обо всех землях данной страны, нигде в мире не только не осуществлена, но практически признана нецелесообразной. К редким исключениям относятся ЗК Северной Кореи, в основном скопированный с советского образца, ЗК Швеции, который говорит только о земельных участках, об их границах и о земельной регистрации, не касаясь правовых режимов земель разного целевого назначения, и ЗК Турции, который, вопреки своему названию, является законом только о сельскохозяйственных землях. Дело в том, что общие вопросы земельного законодательства везде регулируются отдельными земельными, аграрными, гражданскими, административными или градостроительными законами, а законы об отдельных категориях земель издаются раздельно или нередко включаются в состав кодексов сельскохозяйственных, лесных, градостроительных и т.п. наряду с их "неземельными" вопросами (о труде, предприятиях, налогах, кредите, технологии производства и т.д.). Режимы земель различных категорий зависят главным образом от требований тех видов деятельности, пользования и охраны, которые на этих землях происходят.

Переход в России к множественности форм земельной собственности, к земельному рынку создает условия для формирования системы социально-функциональных земельно-правовых институтов. Этот переход может вести к отказу от кодификации всего земельного законодательства и к переходу к принятой во всем мире практике включения правовых норм об отдельных категориях земель в состав законодательства о соответствующих отраслях народного хозяйства.

По мере перехода к современному земельному законодательству его отдельная кодификация будет становиться ненужной и искусственной, уступая место включению многих земельно-правовых норм в иные, более эффективные формы кодификации законодательства, что отчасти уже осуществлено в ГК РФ.

Но ЗК РФ 1991 г., а затем и 2001 г. фактически не кодифицировали земельное законодательство, определяя правовой режим земель только сельскохозяйственного назначения и отсылая к другим, отчасти еще не существующим новым законам об имеющих огромное социально-экономическое значение землях городских (ведь в городах живет 80 процентов населения России, чем определяется огромная социальная значимость должного законодательного урегулирования земельных вопросов городского благоустройства и т.д.), лесных (занимающих примерно половину территории страны и поэтому имеющих огромное экологическое и хозяйственное значение), промышленности, транспорта и т.д.

В правовом регулировании земельных отношений в России чрезмерно большую роль играют подзаконные акты федеральных органов государственной власти и законы субъектов Федерации. В качестве примера таких федеральных актов можно назвать ряд указов Президента РФ, изданных в 1994-2000 гг., которые специально посвящены земельным отношениям или содержат отдельные земельно-правовые нормы, определяющие условия и порядок продажи отдельным физическим лицам, частным и приватизированным предприятиям занимаемых ими земельных участков, порядок их использования и т.п. Примером земельно-правового закона субъекта Федерации могут служить земельные законы Татарстана, Саратовской, Свердловской, Волгоградской областей и др., изданные в середине и в конце 90-х годов. Но предписания этих указов и законов были как бы временными; после появления новых федеральных законов противоречащие новым законам положения названных актов во многом утратили силу.

Многие конкретные противоречия по вопросам земельной политики и земельного законодательства, казалось бы принципиально решенные Конституцией 1993 г., в значительной степени остаются пока практически неразрешенными или разрешаются по произволу бюрократов. Отсутствие ясности или противоречивость законов благоприятствует злоупотреблениям, коррупции, ведет к нерациональному использованию значительной части земель России.

2. Часть 2 ст. 36 относится не только к земле, но и к другим природным ресурсам, являющимся объектом предусмотренных в Конституции форм собственности. Она посвящена главным образом объему полномочий собственников этих ресурсов. Эти полномочия охватывают и традиционные, но ограниченные права владения, пользования. Принципиально новым в "постсоциалистических" условиях является право распоряжения, т.е. право купли-продажи, сдачи в наем (аренду), дарения, наследования и т.д. Все эти полномочия, согласно ч. 2 ст. 36, осуществляются собственниками свободно, но с двумя ограничениями: нельзя наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц. Но выше было отмечено, что еще более важное ограничение всех этих правил вытекает из основы конституционного строя, установленной частью 1 ст. 9 Конституции (см. комм. к ней). Ряд дополнительных ограничений вытекает и из других статей Конституции.

К каким собственникам относится часть 2 ст. 36? Судя по ее тексту - ко всем (Федерации, ее субъектам, органам местного самоуправления, гражданам, их объединениям и др.). Но, поскольку статья 36, как и ст. 35, включена в гл. 2 ("Права и свободы человека и гражданина"), можно думать, что она адресована только гражданам и их объединениям. Лишь ссылка на равноправие всех форм собственности (ч. 2 ст. 8) позволяет распространить действие ч. 2 ст. 36 и на всех остальных (публичных) собственников земли и других природных ресурсов.

3. Аналогичным образом следует понимать и ч. 3 ст. 36, согласно которой условия и порядок пользования землей (при соблюдении всех конституционных требований и ограничений) определяются на основе федерального закона, т.е. в соответствии с федеральным законом, а не на основании законов субъектов Федерации или подзаконных актов любого уровня, которые должны учитывать региональную и местную специфику, конкретизируя федеральные законы.

Этот текст включен в ст. 36 и в гл. 2 Конституции, посвященные индивидуальным (и отчасти коллективным) правам человека и гражданина. Поэтому вновь возникает вопрос, относится ли данное предписание только к тому пользованию землей, которое осуществляется гражданами и их объединениями. Уже было отмечено, что осуществление двух основ конституционного строя, установленных частью 1 ст. 9 и частью 2 ст. 8 Конституции и имеющих более общий характер по сравнению с ч. 3 ст. 36, предполагает их соблюдение и при ее исполнении. Это означает, во-первых, что федеральный закон, необходимый для соблюдения требований ч. 1 ст. 9 применительно ко всем землям России, и закон, о котором идет речь в ч. 3 ст. 36, вполне могут быть единым законом или по крайней мере они оба находятся на едином уровне в иерархии законов РФ. Во-вторых, в силу признания и защиты равным образом всех форм собственности в РФ, установленных частью 2 ст. 8 Конституции, требование ч. 3 ст. 36 об урегулировании федеральным законом условий и порядка пользования землей должно быть применено во всей России, кто бы ни был собственником тех или иных земельных участков.

В целом современное законодательство России о земле и иных природных ресурсах все еще далеко не полностью соответствует требованиям, вытекающим из Конституции 1993 г., и явно недостаточно учитывает многие поучительные черты отечественного и мирового опыта правового регулирования в этой сфере. Совершенствование этого законодательства в отмеченном смысле остается важной и срочной задачей.

0

4

Статья 36

1. Конституция РФ упоминает о частной собственности на землю в двух статьях - ст. 9 и комментируемой ст. 36. Однако если в ст. 9 предусмотрена только возможность существования частной собственности на землю, то в ст. 36 прямо закреплено право граждан и их объединений иметь в собственности землю.

Своеобразное установление двойных гарантий существования частной собственности на землю связано с тем, что на протяжении всей истории России те, кто обрабатывал землю, как правило, не имели возможности полноправно владеть ею.

Право частной собственности на землю появилось в российском законодательстве в 1990 г. после длительного периода господства государственной собственности*(145). В Конституции РСФСР полноценное право частной собственности на землю было закреплено только в 1992 г.*(146) Долгое время оно регулировалось указами Президента РФ.

Поэтому закрепление частной собственности на землю среди основ конституционного строя России (ст. 9) в качестве одного из основополагающих субъективных прав человека и гражданина (ст. 36 Конституции РФ) явилось значительным шагом к изменению земельных отношений в России.

Однако путь к частной собственности и после 1993 г. не был легким. Принятие Земельного кодекса РФ, основанного на положениях Конституции РФ, который должен был законодательно зафиксировать право частной собственности на землю, неоднократно откладывалось из-за противодействия коммунистических фракций Думы, выступавших категорически против частной собственности на сельскохозяйственные угодья. В этих условиях начиная с 1995 г. многие субъекты РФ (например, Воронежская область) приняли законы о земле, предусматривавшие свободную продажу земель, в том числе сельскохозяйственных.

В итоге бурных дебатов в Государственной Думе было принято половинчатое решение. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.*(147), с одной стороны, установил право частной собственности на землю, но, с другой стороны, оборот самых ценных земель - земель сельскохозяйственного назначения - был ограничен и урегулирован специальным законом*(148). Специалисты отмечают, что Кодекс "во многом противоречит положениям Конституции о демократическом, правовом и социальном характере государства, о многих правах и свободах человека и гражданина. Он направлен на ограничение частной собственности на землю, прежде всего применительно к землям сельскохозяйственного назначения, на сохранение и усиление бюрократического произвола в земельных отношениях. Земельный кодекс фактически не кодифицирует земельное законодательство, отсылая к другим, еще не существующим новым законам..."*(149).

Земля и другие природные ресурсы являются особым объектом гражданского оборота. Гражданское законодательство распространяется на эти объекты в той мере, в какой вопросы их оборота не урегулированы законодательством о земле и других природных ресурсах. Отметим, что оборот земельных участков ограничен в большей мере, чем оборот иных объектов имущества, что связано с особым характером данного объекта.

2. Как и в части второй ст. 35 Конституции РФ, в части второй комментируемой статьи перечисляются три основных правомочия собственника земельного участка и иных природных ресурсов. При этом Конституция РФ подчеркивает, что данные правомочия осуществляются свободно. Однако основной целью данной нормы было установление ограничений права собственности на землю и иные природные ресурсы. Отметим, что, в отличие от части первой комментируемой статьи, в части второй речь идет не только о земле, но и об иных природных ресурсах. Напомним, однако, что большинство природных ресурсов находится в государственной собственности.

В данной норме предусмотрено два ограничения прав собственника: владение, пользование и распоряжение землей и иными природными ресурсами не должно наносить ущерба окружающей среде и нарушать прав и законных интересов иных лиц. Отметим, что конституционная норма сформулирована неоправданно узко. Во-первых, несмотря на то, что в комментируемой норме говорится о собственнике, данные ограничения должны распространяться также на лиц, владеющих земельными участками и другими природными ресурсами на ином праве. А во-вторых, несмотря на закрытый перечень ограничений, закрепленных в данной норме, действующее законодательство РФ предусматривает и иные основания для ограничения прав собственника или землепользователя.

В частности, согласно положениям Земельного кодекса РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе распоряжаться им свободно, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. К числу земель, исключенных из оборота, могут быть отнесены, например, земли захоронений, земли лесного и водного фонда.

Кроме этих ограничений, существуют ограничения по целевому использованию отдельных категорий земель. В частности, использование по целевому назначению устанавливается для земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых природных территорий.

Пункт 2 ст. 56 Земельного кодекса РФ устанавливает следующие возможные ограничения прав на землю:

особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом, федеральными законами.

Данный перечень не является исчерпывающим. Некоторые из ограничений предусмотрены другими статьями Земельного кодекса, а также законами об охране и использовании отдельных природных ресурсов и иными федеральными законами. Например, существенные ограничения установлены применительно к обороту земель сельскохозяйственного назначения.

3. Часть третья комментируемой статьи содержит отсылку к федеральному закону, который должен урегулировать условия и порядок пользования землей. Таким законом в настоящее время является Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ*(150) и Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". При этом указание на федеральный закон представляется весьма существенным, поскольку в сфере земельных отношений опережающее правовое регулирование со стороны субъектов РФ было весьма значительным.

Отметим, что Конституция РФ в ч. 3 комментируемой статьи говорит об условиях и порядке пользования землей. При этом право пользования - это только одно из правомочий собственника. Таким образом, Конституция РФ допускает существование иных видов прав на землю, не ограничиваясь классическими правом собственности и правом аренды. Дело в том, что традиционно российское законодательство предусматривало наличие более узких прав на землю, чем право собственности. К ним относится постоянное (бессрочное) пользование земельными участками, пожизненное наследуемое владение и безвозмездное срочное пользование. Эти титулы прав на землю представляют собой последствия того половинчатого правового регулирования, которое осуществлялось в отношении прав на землю на протяжении предшествующих 70 лет. Законодательству развитых стран они не известны.

Кроме того, часто устанавливается право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, с момента введения в действие Земельного кодекса РФ не используется, однако данное право, приобретенное гражданином до введения в действие Кодекса, сохраняется. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.

0

5

Статья 36

     1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
     2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами
осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей
среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
     3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального
закона.

     Комментарий к статье 36

     1. Часть 1 комментируемой статьи конкретизирует более общие конституционные
положения о признании и защите наряду с другими формами собственности частной
собственности (ст. 8), охраняемой законом (ч. 1 ст. 35), и о том, что земля,
как и другие природные ресурсы, может находиться в частной и в иных формах
собственности (ч. 2 ст. 9). В ч. 1 ст. 36 речь идет только об одном объекте
одного из возможных прав собственности - праве частной собственности на землю,
а также о том, что субъектами этого права могут быть граждане и их объединения
(семейные, кооперативные, акционерные и др.). Последнее особенно важно в связи
с тем, что в массовом сознании частная собственность имеет преимущественно
индивидуальную, в крайнем случае семейную форму, а неогосударствленная свободная
групповая собственность (кооперативная, акционерная и др.) представляется
чуть ли не привычной колхозно-кооперативной собственностью, которая лишь формально
была коллективной и общественной, а фактически была огосударствлена.
     Конституция Российской Федерации ни в ст. 36, ни в других статьях не
ограничивает круг субъектов права частной собственности на землю, как это
делается во многих цивилизованных странах, где на определенные группы граждан,
категории земель, способы их использования это право не распространяется.
     Некоторые ограничения права частной собственности на землю могут вытекать
из конституционных положений о политике Российской Федерации как социального
государства, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека (ст. 7). Право частной собственности, в частности
на землю, является одним из таких условий, особенно если оно сопровождается
устранением препятствий достойной жизни и свободному развитию со стороны других
лиц (соседей, односельчан и др.), независимо от того, являются они земельными
собственниками или нет.
     Другим конституционным источником для некоторых ограничений права собственности
на землю являются: ч. 1 ст. 9, а также ст. 42, 58 (об охране природы и окружающей
среды). Из ч. 1 ст. 9 вытекают требования, чтобы земля, как и другие природные
ресурсы, использовалась и охранялась как основа жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории. Это значит, прежде всего, что использование
земли, не соответствующее ее функционированию в качестве основы жизни и деятельности
народов, недопустимо, что закон должен запрещать или, по крайней мере, существенно
и надежно ограничивать нерациональное, хищническое обращение с землей и любую
другую деятельность, снижающую плодородие почв, приводящую к гибели ценных
сельско- и лесохозяйственных угодий (из-за их застройки, заболачивания, засоления
и т.п.), а также городов и иных населенных пунктов со всеми их землями в результате
их затопления, загрязнения химикатами, радиоактивными веществами и др. Эти
явления уже привели к тому, что обширные территории России могут надолго перестать
(а многие уже перестали) быть основой жизни и деятельности людей.
     Из того же предписания ч. 1 ст. 9 может быть сделан вывод об обязанности
государственных властей Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления
поощрять соответствующее требованиям Конституции и законов использование и
охрану земель и других природных ресурсов.
     По-видимому, из ч. 1 ст. 9 можно сделать вывод, аналогичный прямым предписаниям
конституций и законов многих стран, о том, что право собственности и производные
вещные земельные права физических и юридических лиц, неспособных (по уровню
квалификации, отношению к труду, наличию необходимого имущества или кредита
и т.д.) обеспечить должное использование и охрану земель или систематически
и существенно нарушающих законные требования указанного характера, могут быть
серьезно ограничены или даже вовсе прекращены. В частности - в порядке принудительного
выкупа для государственных нужд, предусмотренного ч. 3 ст. 35 Конституции,
или другим законным способом, соответствующим требованиям ст. 8, 9, 35, 36
и др.
     Все эти требования следовало бы определить в федеральном законе. Это
прямо вытекает из ряда положений Конституции. Во-первых, из ст. 71 и 72, прямо
или косвенно относящих установление принципов правового регулирования земельных
отношений к ведению Российской Федерации, а также из ст. 72 и 73, относящих
конкретизацию федеральных принципов земельного законодательства к ведению
субъектов Российской Федерации. Во-вторых, об определении условий и порядка
пользования землей на основе федерального закона говорит ч. 3 ст. 36.
     Конституционные предписания, ставящие частную собственность на первое
место в перечне всех форм собственности на землю, а также наличие в Конституции
отдельных статей только об одной этой форме означают признание социально-экономических
преимуществ современной частной собственности на землю и важность ее защиты
после долгих десятилетий враждебного отношения к ней в СССР. Этот еще в основном
сохранившийся в России якобы социалистический режим земельных отношений был
основан на национализации всей земли, на исключительном и неограниченном государственном
праве собственности на землю, на ее изъятии из гражданского оборота с неизбежным
при этих условиях бюрократическим произволом, подавляющим личную заинтересованность
гражданина, трудящегося на земле. Он не допускал существования частной собственности
на землю. Он убедительно доказал свою неэффективность и несовместимость с
всенародными интересами, породив продовольственные затруднения, нерациональную
организацию городских территорий, гибель лесов и т.п. Отсутствие экономической,
то есть денежной, рыночной оценки земли подрывало экономику и стимулировало
растранжиривание земельных ресурсов. Исключение земли из товарной массы, противостоящей
на рынке денежной массе, ослабляло советскую и ослабляет российскую валюту.
     Превосходство частного хозяйствования на земле было убедительно доказано
в России (как и в Китае, Польше, Венгрии и ряде других стран): упадком казенного,
якобы "общественного" сельского хозяйства, гораздо лучшим состоянием и гораздо
большей эффективностью земельных угодий единоличных крестьянских, личных подсобных
хозяйств и т.п. Неудивительно, что советский образец земельного строя и законодательства
о земле был отвергнут всем миром, в т.ч. и почти всеми странами "социалистического
лагеря", сохранившими частную крестьянскую собственность на землю, даже переданную
в пользование кооперативам.
     Первые шаги к пересмотру конституционных основ земельного законодательства
были непоследовательно и противоречиво сделаны в начале 1990-х гг. внесением
ряда поправок в Конституцию СССР 1977 г. и в Конституцию РСФСР 1978 г.
     С одной стороны, в Конституцию РСФСР были включены: признание частной
(а не только личной), но только индивидуальной собственности (на первом месте
в перечне форм собственности ч. 1 ст. 10), в том числе на природные ресурсы
(без прямого упоминания о земле). Земельные участки для производства сельскохозяйственной
продукции могли предоставляться государством в "собственность", а в некоторых
случаях - и быть проданы. Государство получило право устанавливать предельные
размеры земельных участков, а землепользователи были обязаны эффективно использовать
землю, беречь ее, повышать ее плодородие (ст. 10-12).
     С другой стороны, право частной собственности подвергалось и нерациональным
ограничениям: коллективная собственность была исключена из понятия частной
собственности, в перечнях форм собственности на природные ресурсы и землепользования
на первое место ставились государственная собственность (ст. 11, 112), пользование
и пожизненное наследуемое владение землей. Продажа собственных земельных участков
допускалась либо органу государственной власти (т.е. Совету народных депутатов),
либо физическим и юридическим лицам. Но в последнем случае - только для ведения
личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного
строительства или не ранее, чем через 10 лет после их бесплатного получения,
или через 5 лет после их покупки (ст. 12). Этим положениям соответствовал
и Земельный кодекс РСФСР 1991 г.
     Во всем этом выражалось упорное сопротивление необходимым радикальным
реформам, сопровождаемое "тактическими" частичными, мелкими уступками.
     Более решительный переход к выработке новых конституционных основ земельного
законодательства был связан с подготовкой проекта новой Конституции России
в 1990-1993 гг. Конституционной комиссией Съезда народных депутатов. Проект
признавал и гарантировал частные (т.е. индивидуальные и коллективные), государственные
(т.е. федеральную и субъектов федерации), муниципальную формы собственности,
в том числе на землю, а также равноправие и равную правовую защиту форм собственности
(ст. 10 и 57 проекта). Экономическая свобода каждого реализуется в его праве
собственности, праве на свободное предпринимательство и праве на свободный
труд, говорилось в ст. 34 и 35. Была предусмотрена и обязанность каждого беречь
природу и окружающую среду (ст. 57). Проект запрещал использовать землю и
другие природные ресурсы, независимо от принадлежности права собственности
на них, во вред народам, проживающим на их территории, как и всего народа
России. Он устанавливал, что земля, как и все природные ресурсы, подлежит
охране и рациональному использованию, не допускал сосредоточения земли и других
природных ресурсов у собственника либо владельца сверх установленного законом
максимума. Проект устанавливал, что государство осуществляет территориальное
планирование использования земель, и запрещал изменение установленного таким
образом целевого назначения ценных сельскохозяйственных и заповедных земель.
Он запрещал осуществление прав на землю в ущерб ее плодородию и окружающей
среде (ст. 58 проекта). Необходимое государственное регулирование земельных
отношений предусматривалось поставить под демократический общественный контроль.
     Из проектов, использованных при выработке окончательного текста Конституции,
в него вошли многие положения о частной и иных формах земельной собственности,
о свободном осуществлении полномочий собственника, о рациональном использовании
и охране земель, как и всей окружающей среды, без нарушения интересов народов
и прав иных лиц, о законодательном регулировании земельных отношений. Но в
прежние проекты - и отчасти даже в последний текст Конституции России 1978
г. - не вошли прямые предписания: о государственном регулировании земельных
отношений, территориальном планировании использования земель, определении
их целевого назначения, об охране плодородия почв, об ограничении сосредоточения
земли, как и других природных ресурсов, в руках частного собственника или
пользователя, о запрещении менять целевое назначение особо ценных и охраняемых
земель, об установлении единых, независимых от права собственности правил
использования земель и других природных ресурсов и т.д.
     Таким образом, далеко не все возможности конституционного установления
принципов земельного законодательства использованы в Конституции 1993 г.
     Следует отметить, что положения о земельных реформах, об обязательном,
независимо от воли собственника, эффективном использовании земель появились
в отразившей итоги многолетней мексиканской аграрной революции конституции
этой страны (1917 г.), в конституциях Германии (1919 г.), Чехословакии (1920
г.), Польши (1921 г.), Латвии (1922 г.) и многих других стран Европы, Азии,
в том числе Китая, и Латинской Америки. Еще более полно и глубоко осуществляется
конституционное регулирование земельных отношений после второй мировой войны,
особенно в конце XX века. Приведем лишь несколько примеров.
     Конституция ФРГ 1949 г., в частности, устанавливает, что собственность
обязывает. Использование имущества должно служить также и всеобщему благу".
А Конституция Баварии 1946 г. конкретизирует: "Явное злоупотребление правом
собственности не пользуется защитой; распределение и использование земли находится
под государственным надзором; земля, находящаяся в сельско- или лесохозяйственной
обработке, служит всему народу; приобретение земли, используемой в сельском
и лесном хозяйстве, должно зависеть от доказательств способности приобретателя
к ее должной обработке; она не должна служить только для вложения капитала".
     Итальянская Конституция 1947 г. содержит, во-первых, общие положения
о частной собственности, признаваемой и гарантируемой законом, определяющим
как способы ее приобретения и использования, так и ее пределы с целью обеспечения
ее социальной функции и доступности для всех, а также положения о свободе
частной хозяйственной инициативы, которая не может осуществляться в противоречии
с общественной пользой. Земле специально посвящена ст. 44: "В целях достижения
рациональной эксплуатации земли и установления справедливых социальных отношений
закон налагает обязательства на частную земельную собственность, устанавливает
ее предельные размеры, смотря по областям и сельскохозяйственным зонам, поощряет
улучшение земель, преобразование латифундий и реконструкцию производственных
единиц, поддерживает мелкую и среднюю собственность, предусматривает меры
в пользу горных зон".
     Конституция Испании 1978 г. подчиняет все богатство страны в его различных
формах и правовых положениях всеобщим интересам, социальной функции права
собственности, требованиям более справедливого распределения национального
богатства, рационального использования земли и иных природных ресурсов, охране
окружающей среды, заботе о горных зонах. Она объявляет государственной собственностью
некоторые земельные участки в приморских зонах и др. В связи с правом граждан
на жилище и развитием градостроительства предусматривается регулирование властями
использования земельной площади в городах, воспрепятствования спекуляции и
т.д.
     Наиболее подробно земельные отношения урегулированы Конституцией Бразилии
1988 г. Этой проблеме в основном посвящены три главы. Одна из них - о городских
недвижимостях. Их социальная функция определяется соответствием фундаментальным
требованиям генерального плана развития города и его экспансии, устанавливаются
правила их приобретения, использования и экспроприации в общественных целях.
     Глава "О сельскохозяйственной и земельной политике" определяет правовой
режим сельскохозяйственных земель. Их социальная функция состоит в соблюдении
установленных законом требований о рациональном и эффективном использовании
земли, о трудовых отношениях, о ведении хозяйства в интересах собственника
и работников. Если социальная функция не исполняется, возможна экспроприация
хозяйства для целей аграрной реформы с выплатой возмещения в рассрочку до
20 лет. Не подлежат экспроприации высокопроизводительные хозяйства любого
размера.
     Глава "Индейцы" защищает исконные права коренных народов на традиционно
занимаемые ими земли, которые индейцы используют для своей производственной
деятельности. Им принадлежит исключительное право пользования плодами поверхности
этих земель и расположенных на них рек и озер. Использование вод, поиск и
добыча ископаемых на этих землях возможны только с разрешения федерального
парламента, которое может быть дано лишь после заслушивания мнения заинтересованных
индейских общин. Закон обеспечивает их участие в результатах использования
природных ресурсов. Индейские земли неотчуждаемы, а права на них неприкосновенны.
Запрещается принудительное перемещение туземного населения с его земель, кроме
как по решению федерального парламента в случае катастрофы, эпидемии или в
интересах независимости страны, гарантируется их немедленное возвращение после
прекращения опасности.
     Подробное конституционное регулирование земельных отношений ограничивает
возможность произвола законодателей, не всегда склонных к строгому соблюдению
конституции.
     Конституционные предписания о земле составляют основу земельного законодательства.
В России сейчас в его состав входят некоторые положения принятых ранее законов,
не противоречащие Конституции 1993 г. (например, Земельного кодекса 1991 г.),
а также законы, изданные уже на основе этой Конституции и в соответствии с
ней. В их числе Гражданский кодекс России, в котором многие положения об имущественных
отношениях охватывают и землю; в частности, гл. 17 ГК, вступление в действие
которой отложено до принятия Земельного Кодекса, озаглавлена "Право собственности
и другие вещные права на землю"; ряд предписаний о земле содержится в законах
о местном самоуправлении, о сельскохозяйственной кооперации и т.д.
     Особое значение приобрел вопрос о новом Земельном кодексе. Важно отметить,
что кодификация земельного законодательства, т.е. создание Земельного кодекса
обо всех землях данной страны, нигде не осуществлена. К редким исключениям
относятся Земельный кодекс Северной Кореи, в основном скопированный с советского
образца, и Швеции, который говорит только о земельных участках, их границах
и о земельной регистрации, не касаясь остальных вопросов. Дело в том, что
общие вопросы земельного законодательства везде регулируются отдельными земельными,
гражданскими, административными или финансовыми законами, а законы об отдельных
категориях земель издаются раздельно или нередко включаются в состав кодексов
сельскохозяйственных, лесных, градостроительных и т.п. наряду с их "неземельными"
вопросами (о труде, предприятиях, налогах, кредите, технологии производства
и т.д.).
     В нашей стране Декрет о земле от 25 октября 1917 г., Земельный Кодекс
РСФСР 1922 г. и Общие начала землепользования и землеустройства СССР 1928
г. при своих "узкоземельных" названиях фактически соединяли три круга проблем
- общие вопросы земельного законодательства (национализация всей земли и т.п.),
правовой режим сельскохозяйственных земель, положения о "неземельных" вопросах
сельского хозяйства. Несельскохозяйственным землям были посвящены краткие
отсылки к специальным законам. Это была скорее кодификация сельскохозяйственного,
а не земельного законодательства.
     Но в 30-е годы глашатай сталинщины А.Я. Вышинский провозгласил новую
систему законодательства, выделив все земельное законодательство в отдельную
отрасль вопреки необходимому единству законодательства о каждой из отраслей
народного хозяйства. Правовой режим всех категорий земель, сведенный воедино
правом государственной собственности на землю, изъятием ее из рыночного оборота,
подчинял всю землю единому бюрократически централизованному управлению, разделял
право земельной собственности и право землепользования вместо их соединения
в одних руках и усиливал зависимость всех землепользователей от государственно-партийной
власти, способствуя нещадной эксплуатации сельского хозяйства и хищническому
"общественному" землепользованию вообще.
     Переход к множественности форм земельной собственности, к поощрению земельного
рынка создает условия для формирования системы социально-функциональных земельно-правовых
институтов. Этот переход может свести к отказу от кодификации всего земельного
законодательства и к переходу к принятой во всем мире практике включения правовых
норм об отдельных категориях земель в состав законодательства о соответствующих
отраслях народного хозяйства. Но принятие нового, современного Земельного
кодекса может оказаться полезным не только из-за его содержания. Изложенное
в его прежней системе, оно может яснее показать принципиальное отличие нового
земельного законодательства и облегчить переход к современной системе земельных
отношений.
     Проекты кодекса, рассматривавшиеся Государственной Думой, противоречили
положениям Конституции о демократическом, социальном характере государства.
Они были направлены на ограничение частной собственности на землю, на усиление
бюрократического произвола в земельных отношениях. Проекты не кодифицировали
земельное законодательство, определяя правовой режим земель только сельскохозяйственного
назначения и отсылая к другим, еще не существующим законам о землях городских
(а в городах живет три четверти населения России), лесных (занимающих примерно
половину территории страны), промышленности, транспорта и т.д.
     В правовом регулировании земельных отношений в России временно чрезмерно
большую роль играют подзаконные акты федеральных органов государственной власти
и законы субъектов федерации. В качестве примера таких федеральных актов можно
назвать Указ Президента N 1535 от 22 июля 1994 г. "Об основных положениях
Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий
в Российской Федерации после 1 июля 1994 года", определяющий условия и порядок
продажи частным и приватизированным предприятиям занимаемых ими земельных
участков. Примером земельно-правового акта субъекта федерации могут служить
земельные законы Свердловской области, Волгоградской области и др. (1955 г.).
Но их предписания являются как бы временными; после появления новых федеральных
законов противоречащие этим законам положения названных актов утратят силу.
     Противоречия по вопросам земельной политики и земельного законодательства,
казалось бы, решенные Конституцией 1993 г., в значительной степени остаются
пока практически неразрешенными.

     2. Часть 2 ст. 36 относится не только к земле, но и к другим природным
ресурсам, являющимся объектом предусмотренных в Конституции форм собственности.
Она посвящена главным образом объему полномочий собственников этих ресурсов.
Эти полномочия охватывают традиционные права владения, пользования и распоряжения.
Принципиально новым в "постсоциалистических" условиях является право распоряжения,
т.е. право купли-продажи, сдачи в наем (аренду), дарения и т.д. Все эти полномочия,
согласно ч. 2 ст. 36, осуществляются собственниками свободно, но с двумя ограничениями:
нельзя наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы
иных лиц. Выше было отмечено, что ряд дополнительных ограничений вытекает
и из других статей Конституции.
     К каким собственникам относится ч. 2 ст. 36? Судя по ее тексту - ко всем
(федерации, ее субъектам, органам местного самоуправления, гражданам, их объединениям
и др.). Но, поскольку ст. 36 включена в гл. 2 "Права и свободы человека и
гражданина", можно думать, что она адресована только к гражданам и их объединениям.
Лишь ссылка на равноправие всех форм собственности (ч. 2 ст. 8) позволяет
распространить действие ч. 2 ст. 36 и на всех остальных (публичных) собственников
земли и других природных ресурсов.

     3. Часть 3 комментируемой статьи требует, чтобы условия и порядок пользования
землей определялись на основе федерального закона. Факт включения этого текста
в состав ст. 36 и гл. 2 Конституции вновь ставит уже возникавший ранее вопрос:
относится ли данное предписание только к тому пользованию землей, которое
осуществляется гражданами и их объединениями? Ранее было отмечено, что осуществление
требований ч. 1 ст. 9, имеющей более общий характер по сравнению с ч. 3 ст.
36, тоже предполагает издание федерального закона, конкретизирующего конституционное
понятие использования и охраны земли и других природных ресурсов как основы
жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; это
понятие охватывает также конкретные условия и порядок пользования землей.
Точно так же, как ч. 2 ст. 36, ч. 3 этой статьи непосредственно относится
к частной собственности на землю, но в силу равенства всех форм права собственности
может быть применена и к пользованию государственной и муниципальной, церковной
и любой другой землей.

0

6

Статья 36

     1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
     2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами
осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей
среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
     3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального
закона.

     Комментарий к статье 36

     Часть 1 ст. 36 новой Конституции не устанавливает каких-либо предварительных
условий приобретения права частной собственности на землю. В ней сказано о
праве граждан и их объединений "иметь в частной собственности землю". Следовательно,
любой гражданин (конечно, в порядке и на условиях, указанных в законодательстве,
принятом в соответствии с положениями новой Конституции) вправе иметь в частной
собственности необходимые ему земельные участки. То же касается объединений
граждан.
     Часть 2 ст. 36, учитывая важность права собственности граждан на землю,
определяет способы его реализации: владение, пользование и распоряжение.
     Владеть означает устанавливать границы своего земельного участка и требовать
от государственных органов, в том числе суда, их защиты от посторонних лиц
и органов управления; пользоваться - эксплуатировать полезные свойства земли
и извлекать при этом доходы; распоряжаться передавать (продавать и в иных
формах отчуждать) земельные участки другим лицам.
     Но важнее всего то, что значительно расширяется содержание самих правомочий
собственника. Отныне владение, пользование и распоряжение землей их собственниками
осуществляется, как сказано в ч. 2 ст. 36, свободно. Теперь нельзя возникновение
права частной собственности на землю ставить в зависимость от того, предоставляется
(приобретается) ли она для нужд сельскохозяйственного производства, где это
право допускалось и ранее, или для несельскохозяйственных нужд, где оно, как
правило, запрещалось.
     Нельзя также ограничивать право продажи земли сроками ее приобретения
(5 - 10 лет). Указом Президента о регулировании земельных отношений и развитии
аграрной реформы в России от 27 октября 1993 г. <39> установлено: "Граждане
и юридические лица - собственники земельных участков имеют право продавать,
передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также
передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды
(капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными
инвестициями".
     Свободное хозяйствование на земле нельзя, однако, понимать как произвольное.
Часть 2 ст. 36 предусматривает два существенных условия, хотя и не ущемляющих
хозяйственной свободы собственников земли, но в разумных рамках ограничивающих
их деятельность: они не должны наносить ущерб окружающей среде и нарушать
права и законные интересы иных лиц. Если собственник земли не соблюдает эти
условия закона, для него наступают юридические последствия, предусмотренные
экологическим и гражданским законодательством об ответственности за правонарушения.
     В ч. 3 ст. 36 записано, что условия и порядок пользования землей определяются
на основе федерального законодательства. Это означает, что субъекты Федерации
на основе федерального закона могут издавать свои земельные законы, которые,
однако, не должны противоречить федеральным и конституционным федеральным
законам. Поскольку вопросы владения, пользования и распоряжения землей, как
это предусмотрено ст. 72 Конституции, находятся в совместном ведении Российской
Федерации и ее субъектов, то последние могут, не ожидая издания федерального
закона, издавать свой собственный земельный закон. Но если в дальнейшем будет
издан по этим же вопросам федеральный закон, то закон субъекта Федерации необходимо
будет привести в соответствие с федеральным законом. Иными словами, в случае
противоречия между федеральным законом и иным нормативным актом, изданным
в Российской Федерации, действует федеральный закон (ст. 76).
     Земельные участки могут находиться в пользовании не только на праве (титуле)
собственности, но и на праве бессрочного (постоянного), временного пользования,
в том числе аренды. Решение этих вопросов, как и вопросов собственности на
землю, относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации.
Что касается "пожизненного наследуемого владения" землей, то в новой Конституции,
в отличие от ранее действовавшей, оно не указано. Следовательно, этот правовой
институт в земельном праве можно считать упраздненным. В подтверждение этого
в Указе Президента о приведении земельного законодательства Российской Федерации
в соответствие с Конституцией Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. <40>
предусмотрено исключение из всех статей Земельного кодекса слов "пожизненное
наследуемое владение".

0

7

На сегодняшний день не найдены дополнительные материалы к статье 36 Конституции Российской Федерации. При наличии дополнительных материалов к статье 36 Конституции РФ прошу регистрироваться на форуме сайта и предлагать материалы для размещения администратору форума. Таким образом есть шанс собрать наиболее полную и полезную каждому правовую базу по каждой статье Конституции РФ. Всем спасибо.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 36