pr42.site



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Объявление

Рейтинг

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 42


ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 42

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 2 Права и свободы человека и гражданина
Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 42

1. Право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии - так называемое экологическое право. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет благоприятную окружающую среду как окружающую среду, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. В соответствии с Законом окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

2. Закон также развивает положение Конституции, закрепляя право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Граждане имеют право обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

0

3

Статья 42

Право на благоприятную окружающую среду представляет собой: во-первых, нравственный принцип, выраженный в правовой норме Конституции; во-вторых, принцип для построения системы объективного экологического законодательства, а также его важнейшую норму; в-третьих, субъективное право гражданина, которому корреспондируют обязанности государства по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека.

Право, закрепленное в комментируемой статье, распространяется на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Понятие "благоприятная" применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, в котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Неблагоприятной же будет окружающая среда, сама по себе губительно влияющая на здоровье людей и не позволяющая им вести достойную жизнь. На территории России есть места, где окружающая среда неблагоприятна для физического здоровья людей, и с этой точки зрения государство должно позаботиться о защите человека от негативных природных воздействий. Доставка воды или тепла в безводные или холодные места обитания человека, создание искусственных климатических условий, материальная компенсация или предоставление льгот и т.п. представляют собой обязанности государства, предоставившего каждому право на благоприятную окружающую среду.

Постановлением Конституционного Суда от 11 марта 1996 г. N 7-П по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 1 Закона от 20 мая 1993 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" в связи с жалобой гражданина В.С. Корнилова (СЗ РФ. 1996. N 14. ст. 1550) право граждан на благоприятную окружающую среду было связано с обязанностью государства предоставить переселенным (отселенным) гражданам льготы и компенсации.

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды может быть рассмотрено в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о праве на получение правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для человека как по причине его собственной деятельности (загрязнение водоемов нефтью и т.п.), так и в силу стихийных катаклизмов в самой природе (землетрясение, наводнение, сель и т.д.). Конституция провозглашает право каждого знать о таких явлениях.

В узком смысле данное право можно рассматривать как субъективное право конкретных лиц знать подробности о неблагоприятном состоянии природы на территории их проживания (например, для получения права на компенсации и льготы жителям мест, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы). В этом же смысле право на получение достоверной информации может принадлежать и лицам, родственники которых проживают в неблагоприятной окружающей среде, а также гражданам, направляемым туда на работу или в командировку.

В связи с этим ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" (СЗ РФ. 2002. N 2. ст. 133) предусматривает право граждан направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

- принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

- оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

- обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде и т.д. (ст. 11).

Гражданам принадлежит право на возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Под здоровьем можно понимать физическое, психическое и нравственное благополучие человека, входящее составной частью в его "достойную жизнь" (ст. 7 Конституции). Имущество, понятие которого раскрывается в гражданском праве (ст. 128 ГК и др.), должно принадлежать потерпевшему субъекту на праве собственности или другом праве, например обязательственном.

Вред, причиненный негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

При определении величины вреда, причиненного здоровью граждан, учитываются: степень утраты трудоспособности потерпевшим, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией.

При определении объема вреда, причиненного имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.

Понятие ущерба в комментируемой статье можно отождествить с понятием вреда, поскольку Конституция в контексте данной статьи, а также в ст. 52 и 53 использует их как синонимы.

Требования об ограничении, о приостановлении или прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Поскольку право на благоприятную окружающую среду связано с обязанностью государства поддерживать ее в благоприятном для жизни состоянии, осуществление данной обязанности может быть только результатом соединенных усилий всех и каждого человека в отдельности сохранять природную среду его обитания (см. комм. к ст. 58).

0

4

Статья 42

Данная статья закрепляет экологические права на: благоприятную окружающую среду;

достоверную информацию о состоянии благоприятной окружающей среды;

возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека и гражданина экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду представляется одним из фундаментальных и всеобъемлющих прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. Право на благоприятную окружающую среду - это возможность существовать при таком состоянии биосферы, которое обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов*(201).

Данное право занимает центральное место в системе экологических прав граждан. Возникновение его связано с глобальным экологическим кризисом, охватившим мир в последней четверти XX в. В первые годы существования ООН право человека на благоприятную окружающую среду не было выделено в самостоятельную категорию и подразумевалось входящим в состав права на жизнь и права на "достаточный жизненный уровень"*(202).

В настоящее время право на благоприятную окружающую среду рассматривается исследователями в числе социальных прав. Однако на этот счет существует две точки зрения, по которым право на благоприятную окружающую среду относят к социальным и к личным правам. Так, профессор Ф.М. Рудинский отмечает, что право на здоровую окружающую среду находится в группе социальных прав человека*(203).

С. Шатаева данное право отнесла к личным, аргументируя это тем, что человек пользуется окружающей средой и пребывает в ней с момента своего рождения независимо от наличия социальной или иной среды. Как бесспорно его естественное приобретение права на жизнь, так и не встает вопрос о том, какого качества окружающая среда предоставляется человеку изначально, исключая все те вредные воздействия, которые успело произвести человечество до его рождения*(204).

Понятие "благоприятная" применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, при котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Неблагоприятной же считается окружающая среда, губительно влияющая на здоровье людей и не позволяющая им вести достойную жизнь.

Термин "окружающая среда" следует понимать в его широком значении, включающем как природную среду, так и элементы искусственной среды (жилые строения, промышленные предприятия, каналы, водохранилища и т.п.). Это среда обитания и производственной деятельности человека, все, что окружает и каким-либо образом влияет на него.

Важное место среди экологических прав человека и гражданина занимает право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Согласно Указу Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" право на информацию является одним из фундаментальных прав человека*(205).

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды может быть представлено в широком и узком смыслах. В первом случае речь идет о праве на получение правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для человека по причине его собственной деятельности (загрязнение водоемов нефтью) и в силу стихийных природных катаклизмов (землетрясение, наводнение, сель и т.д.).

В узком смысле данное право может рассматриваться как субъективное право конкретных лиц располагать сведениями о неблагоприятном состоянии природы на территории их проживания (например, для получения права на компенсации и льготы жителям мест, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы). В этом же смысле право на получение достоверной информации может принадлежать и лицам, чьи родственники проживают в неблагоприятной окружающей среде, а также гражданам, направляемым туда на работу или в командировку.

Право требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей среды и мерах ее охраны для граждан, общественных объединений, юридических лиц предусмотрено в ст. 11 и 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 18 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст. 67 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 6 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", ст. 47 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ, ст. 92 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", ст. 14 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и др.

Предоставление права на достоверную информацию о ее состоянии является важным моментом в конституционном закреплении права на благоприятную окружающую среду. Исключение составляют лишь сведения, содержащие государственную тайну.

В Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" сказано, что сведения, касающиеся чрезвычайных происшествий и катастроф, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствий; стихийных бедствий, их официальных прогнозов и последствий, а также состояния экологии, здравоохранения, санитарии и демографии не могут быть засекречены*(206). Определенное правовое регулирование получила и деятельность коммерческих структур по засекречиванию сведений, относящихся к коммерческой тайне. Согласно Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", коммерческую тайну на предприятиях не могут составлять "сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом"*(207). Здесь же следует сказать, что Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещает ограничивать доступ к информации о состоянии окружающей среды*(208).

Таким образом, граждане могут требовать от государственных и коммерческих предприятий предоставления полных сведений о состоянии окружающей среды.

Однако здесь возникают проблемы. По причине отсутствия в российском законодательстве специального определения понятия экологической информации*(209) формулировки о ее доступности (открытости) несколько уязвимы с точки зрения защиты прав граждан, поскольку они прямо не называют информацию о факторах воздействия.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне" под государственной тайной понимаются "защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации"*(210). Перечень сведений, составляющих государственную тайну, утвержден самим Законом РФ. В этом Перечне есть ряд категорий, в которых так или иначе могут содержаться сведения экологического свойства, например, сведения:

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов;

о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о проектировании, строительстве и эксплуатации режимных и особо важных объектов, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

об объемах стратегических видов полезных ископаемых.

Помимо права на достоверную информацию, человеку и гражданину принадлежит право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Под ущербом, нанесенным здоровью граждан воздействием неблагоприятной окружающей природной среды, понимается такой ущерб, который привел к полной или частичной потере жизнеобеспечивающих, биологических функций организма. В данном случае компенсации подлежат материальные потери в связи с расстройством здоровья, смертью кормильца, полной или частичной потерей трудоспособности.

К сожалению, редакция комментируемой статьи далека от совершенства. Во-первых, провозглашается право на возмещение ущерба, причиненного лишь здоровью или имуществу гражданина, и ничего не сказано о праве на возмещение морального вреда. Таким образом, данная статья сузила круг своего действия до конкретных видов вреда. Во-вторых, говорится о праве на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, а значит, упускаются из виду те ситуации, в которых вред наносится в результате не правонарушения, а неизбежного и не зависящего от человека хода развития событий.

Фактически Конституция РФ гарантировала право на возмещение лишь части реально причиняемого населению экологического вреда. Однако текущее законодательство позволяет гражданам взыскивать, а государственным органам соответственно компенсировать и тот вред, который причиняется деятельностью, не обладающей по существующим канонам всеми признаками правонарушения (например, вред, причиняемый в результате крупных техногенных катастроф, связанный с проживанием на неблагополучных территориях или на территориях, где существует повышенный риск радиационного, химического загрязнения среды). В данном случае сумма денежных средств берется из средств государственных экологических фондов.

0

5

Статья 42

     Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию
о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением.

     Комментарий к статье 42

     Право на благоприятную окружающую среду представляет собой: во-первых,
нравственный принцип, выраженный в правовой норме Конституции; во-вторых,
принцип для построения системы объективного экологического законодательства,
а также его важнейшую норму; в-третьих, это субъективное право гражданина,
которому корреспондируют обязанности государства по поддержанию окружающей
среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий
по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека.
     Право, закрепленное в комментируемой статье, распространяется на граждан
России, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на некоторые территориальные
общины граждан.
     Понятие "благоприятная" применительно к окружающей среде может означать
такое ее состояние, в котором возможны достойная жизнь и здоровье человека.
Отсюда неблагоприятной будет окружающая среда, сама по себе губительно влияющая
на здоровье людей и не позволяющая им вести достойную жизнь. На территории
России есть места, где окружающая среда неблагоприятна для физического здоровья
людей и с этой точки зрения государство должно позаботиться о защите человека
от негативных природных воздействий. Доставка воды или тепла в безводные или
холодные места обитания человека, создание искусственных климатических условий,
известная материальная компенсация или предоставление льгот и т.п., представляют
собой обязанности государства, предоставившего каждому право на благоприятную
окружающую среду.
     Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 марта 1996 г. по делу о
конституционности п. 3 ст. 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 г.
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных
отходов в реку Теча" в связи с жалобой гражданина В.С. Корнилова право граждан
на благоприятную окружающую среду было связано с обязанностью государства
предоставить переселенным (отселенным) гражданам льготы и компенсации. Понятие
"окружающая среда" дано в комментарии к ст. 58 Конституции РФ.
     Право на "достоверную информацию о состоянии окружающей среды" может
быть рассмотрено в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о праве
на получение правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном
состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для
человека как по причине его собственной конкретной деятельности (загрязнения
водоемов нефтью), так и в силу стихийных катаклизмов в самой природе (землетрясение,
наводнение, сель, и т.д.). Комментируемая статья провозглашает право каждого
знать о таких явлениях.
     В узком смысле данное право может быть понимаемо как субъективное право
конкретных лиц знать подробности о неблагоприятном состоянии природы на территории
их проживания (например, для получения права на компенсации и льготы жителям
мест, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы). В этом же смысле
право на получение достоверной информации может принадлежать и лицам, родственники
которых проживают в неблагоприятной окружающей среде, а также гражданам, направляемым
туда на работу или в командировку.
     Помимо права на достоверную информацию гражданам принадлежит и право
на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением.
     Понятие экологического правонарушения раскрывается в ст. 81 Закона РСФСР
от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды" (ВВС РФ, 1992,
N 10, ст. 457), где говорится: "...экологические правонарушения, то есть виновные,
противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и
причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека...".
     Отсюда следует, что экологическое правонарушение связано с таким причинением
вреда окружающей природной среде гражданами или другими субъектами, которое
способно в свою очередь причинить вред здоровью человека или его имуществу.
Этот момент важен потому, что вред окружающей природной среде не может причинить
любой природный катаклизм, каким бы разрушительным он ни был с точки зрения
человека. Нефть способна сама по себе вылиться из природных глубин и загрязнить
какой-либо водоем; буря может выбросить танкер на камни, и разлившаяся нефть
причинит ущерб окружающей природной среде и человеку, но экологического правонарушения
не будет. Поэтому экологическим является такое правонарушение, когда один
субъект права причиняет ущерб другому субъекту посредством причинения вреда
окружающей среде. Это опосредованное нарушение, имеющее ступенчатый характер.
     За совершение экологического правонарушения ст. 81 Закона "Об охране
окружающей природной среды" предусмотрена для граждан и должностных лиц дисциплинарная,
административная либо уголовная, а также гражданско-правовая, материальная
ответственность. Юридические лица несут административную и гражданско-правовую
ответственность.
     Статья 82 Закона устанавливает дисциплинарную ответственность за невыполнение
планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных
ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований
природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовых функций или
должностного положения. Материальная ответственность за экологические правонарушения,
согласно ст. 83 Закона, возникает у должностных лиц и иных работников в регрессном
порядке в соответствии с трудовым законодательством.
     Административная ответственность предусмотрена ст. 84 Закона при:
     - несоблюдении стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей
среды;
     - невыполнении обязанностей по проведению государственной экологической
экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы,
а также предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;
     - нарушении экологических требований при планировании, технико-экономическом
обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе
в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий
и иных объектов;
     - загрязнении окружающей природной среды и причинении вследствие этого
вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан
и юридических лиц;
     - порче, повреждении, уничтожении природных объектов, в том числе памятников
природы, истощении и разорении природных комплексов и естественных экологических
систем;
     - нарушении установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки,
продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу
объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических,
зоологических и минералогических коллекций;
     - невыполнении обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей
природной среды и воспроизводству природных ресурсов;
     - неподчинении предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический
контроль;
     - нарушении экологических требований по обезвреживанию, переработке,
утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;
     - несоблюдении экологических требований при использовании в народном
хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных
веществ;
     - превышении установленных нормативов предельно допустимых уровней радиационного
воздействия;
     - превышении установленных нормативов предельно допустимых уровней шума,
вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий;
     - превышении установленных нормативов предельно допустимых уровней биологического
воздействия на окружающую природную среду, нарушении порядка хранения и использования
микроорганизмов и биологических веществ;
     - производстве и использовании запрещенных химических веществ и отходов
производства, вредно воздействующих на озоновый слой Земли;
     - незаконном расходовании республиканских и местных экологических фондов
на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью;
     - несвоевременной или искаженной информации, отказе от предоставления
своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды
и радиационной обстановки.
     Подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке:
     граждане - от однократного до десятикратного размера минимальной заработной
платы, установленной в Российской Федерации;
     должностные лица - от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной
заработной платы, установленной в Российской Федерации;
     предприятия, учреждения, организации - от 50 000 до 500 000 рублей.
     Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим
штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени
вины правонарушителя и причиненного вреда.
     Штрафы за указанные правонарушения налагаются в пределах компетенции
специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации
в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического
надзора Российской Федерации, а также технической инспекции труда профессиональных
союзов. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или в
арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения
причиненного вреда. Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные
счета государственных экологических фондов.
     Статьей 85 Закона предусмотрено, что должностные лица и граждане, виновные
в совершении экологических преступлений, то есть общественно опасных деяний,
посягающих на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок,
экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной
среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную
УК.
     Данный ущерб может быть причинен здоровью или имуществу человека. Под
здоровьем можно понимать физическое, психическое и нравственное благополучие
человека, входящее составной частью в его "достойную жизнь" (ст. 7 Конституции
РФ).
     Согласно ст. 89 Закона вред, причиненный здоровью граждан в результате
неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью
предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан, подлежит возмещению
в полном объеме.
     При определении величины вреда, причиненного здоровью граждан, учитываются:
степень утраты трудоспособности потерпевшим, необходимые затраты на лечение
и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том
числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью
изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные
с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей
с врожденной патологией.
     Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда
по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа
государственного управления, общественной организации (объединения) в интересах
потерпевшего.
     Сумма денежных средств за причиненный вред здоровью граждан взыскивается
с причинителя вреда, а при невозможности его установления - за счет средств
государственных экологических фондов.
     Имущество, понятие которого раскрывается в гражданском праве (ст. 128
ГК и далее), должно принадлежать потерпевшему субъекту на праве собственности
или другом вещном праве. Статья 90 Закона предусматривает, что вред, причиненный
имуществу граждан в результате воздействия окружающей природной среды, вызванного
хозяйственной и иной деятельностью, подлежит возмещению в полном объеме. При
определении объема вреда, причиненного имуществу граждан в результате неблагоприятного
воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий,
учреждений, организаций и граждан, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением
и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования,
имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и
иных вредных последствий.
     Понятие ущерба в комментируемой статье можно отождествить с понятием
вреда, поскольку Конституция в контексте данной статьи, а также ст. 52 и 53
использует их как синонимы.
     В ст. 91 Закона установлено, что предприятия, учреждения, организации
и граждане вправе предъявлять исковые заявления в суд или арбитражный суд,
а граждане - в суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей
вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей природной
среде. Решение суда, арбитражного суда о прекращении экологически вредной
деятельности является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими
банковскими учреждениями.
     Поскольку право на благоприятную окружающую среду связано с обязанностью
государства поддерживать ее в благоприятном для жизни состоянии, осуществление
данной обязанности может быть только результатом соединенных усилий всех и
каждого человека в отдельности сохранять природную среду его обитания (см.
комментарий к ст. 58).

0

6

Статья 42

     Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию
о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением.

     Комментарий к статье 42

     Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности
проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам
окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии
экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую
экологическую информацию, право на возмещение ущерба.
     Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием
и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически
вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации
последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным
страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных
и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным
контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства.
     Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения,
утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской
Федерации, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере
развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды
выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть
ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства
охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Федеральной
службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных
органов.
     Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование
предприятий, учреждений, организаций, граждан, объектов их собственности и
доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для
предотвращения и ликвидации их последствий.
     Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет
Федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные
фонды, которые образуются из средств, поступающих от юридических и физических
лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды
загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации
конфискованных орудий охоты и рыболовства.
     Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических
прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране
окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать
участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей
среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать
в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании,
строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов,
ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос
о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.
     За экологические правонарушения, т. е. за виновные противоправные деяния,
должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую
либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную
и гражданско-правовую ответственность.
     Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать
и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права
и интересы населения развивать его экологическую культуру, привлекать граждан
к природоохранной деятельности; за счет своих средств и добровольного участия
населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов;
оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранного
законодательства; создавать общественные фонд по охране окружающей среды и
расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих
представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить
общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной
после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы); требовать
назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением
своей платформы в средствах массовой информации.
     Согласно ст. 13 Закона РФ об охране окружающей природной среды от 19
декабря 1991 г. <52> государственные органы и их должностные лица обязаны
оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации
их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений
и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических
прав и обязанностей, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством.
В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от
гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной,
полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее
охране.
     Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные
в несвоевременной или искаженной информации, отказе от предоставления своевременной,
полной, достоверной информации о состоянии среды и радиационной обстановки,
подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до
десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица - до
двадцатикратного размера минимальной заработной платы).
     В полном объеме подлежит возмещению вред, причиненный здоровью или имуществу
граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного
деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан.
При определении величины вреда учитываются степень утраты трудоспособности
потерпевшего; необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья; затраты
на уход за больным; упущенные профессиональные возможности; затраты, связанные
с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии; потери,
связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском иметь
детей с врожденной патологией.
     При определении ущерба имущества учитываются прямой ущерб, связанный
с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений,
оборудования; упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв.
     Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда
по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа
государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств
взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления - из
средств государственных экологических фондов.
     Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для
окружающей среды, возмещают причиненный вред согласно ст. 454 ГК.
     Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в
суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности,
причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей
среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования
соответствующими банковскими учреждениями.
     Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде,
угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем,
генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической
ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую
среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т. д., ограничение
отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники
деградации среды. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая
экологические конституционные права граждан.

0

7

Постановление Конституционного Суда РФ от 11.03.1996 N 7-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" в связи с жалобой гражданина В.С. Корнилова"

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 1996 г. N 7-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПУНКТА 3 СТАТЬИ 1 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 20 МАЯ 1993 ГОДА "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН,
ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ АВАРИИ
В 1957 ГОДУ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ "МАЯК"
И СБРОСОВ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В РЕКУ ТЕЧА"
В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА В.С. КОРНИЛОВА

Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего М.В. Баглая, судей Г.А. Гаджиева, А.Л. Кононова, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева, с участием представителя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - адвоката Ю.С. Костанова, а также приглашенных в заседание представителей: от Президента Российской Федерации - М.А. Митюкова, от Министерства социальной защиты населения Российской Федерации - В.Н. Солодуна, от Министерства финансов Российской Федерации - Ю.В. Киселева, руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями второй и третьей статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 22, статьей 36, частью первой статьи 96, статьями 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".

Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина В.С. Корнилова на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли положение пункта 3 статьи 1 названного Закона Конституции Российской Федерации.

Заслушав сообщение судьи - докладчика В.Г. Ярославцева, объяснения представителя Совета Федерации, выступления приглашенных в заседание, изучив имеющиеся материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

установил:

1. Заявитель - гражданин Корнилов Валерий Сергеевич, 1947 года рождения, с 1952 года проживал в селе Бродокалмак Красноармейского района Челябинской области. В 1957 году в связи с аварией на производственном объединении "Маяк", повлекшей радиоактивное загрязнение местности, он в числе других граждан, проживавших на улице Береговой, был эвакуирован (переселен) на другую, вновь построенную в селе улицу.

20 мая 1993 года был принят Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". В соответствии с пунктом 3 его статьи 1 на граждан (включая детей), эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии и сбросов радиоактивных отходов, распространено действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 18 июня 1992 года.

В связи с этим В.С. Корнилов, находившийся в момент аварии в зоне воздействия радиации, обратился в Администрацию Челябинской области с просьбой о признании его, как лица, подвергшегося воздействию радиации, пострадавшим и о выдаче ему удостоверения на право получения компенсаций и льгот в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 мая 1993 года. В просьбе ему было отказано на том основании, что действие данного Закона на него не распространяется, поскольку семья Корниловых была переселена в пределах населенного пункта, а не за его пределы. Миасский городской народный суд, куда В.С. Корнилов подал исковое заявление, удовлетворил его требования. Однако Челябинский областной суд отменил решение народного суда и направил дело на новое рассмотрение. В связи с обращением В.С. Корнилова в Конституционный Суд Российской Федерации производство по делу в Миасском городском народном суде приостановлено.

2. Заявитель просит признать неконституционным весь пункт 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года. Однако указанный пункт в целом не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку в деле заявителя было применено лишь его положение, касающееся граждан, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

Согласно статье 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" жалоба в части, касающейся других положений пункта 3 статьи 1 Закона, не является допустимой.

3. Статья 42 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду. Этому праву корреспондирует обязанность государства принять достаточные меры для защиты природы и людей при радиационных авариях и катастрофах.

Устанавливаемые государством в соответствии с целями, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, гарантии социальной защиты граждан применительно к праву на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья могут включать комплекс льгот и компенсаций, выходящих за пределы возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В частности, такие меры предусмотрены Законом Российской Федерации от 20 мая 1993 года, который, как указано в его преамбуле, направлен на защиту прав и законных интересов граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также принимавших участие в ликвидации их последствий. Из этой формулировки следует, что основанием отнесения граждан к подпадающим под действие данного Закона является их нахождение в зоне радиоактивного загрязнения, возникшего вследствие аварии и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 года "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" установлен перечень населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению (в их число входит и село Бродокалмак), жители которых подлежали эвакуации (переселению). Сам факт полной или частичной эвакуации (переселения) свидетельствует о том, что жители этих населенных пунктов находились в зоне радиоактивного загрязнения.

Рассматриваемое положение пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года распространяет действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" только на эвакуированных (переселенных) из населенного пункта, т.е. исключает тех, кто был переселен в его пределах. Это не отвечает целям и смыслу обжалуемого Закона, указанным в его преамбуле. Данное положение значительно сужает круг лиц, которые подлежат защите как пострадавшие от аварии и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и лишает проживавших в зоне радиоактивного загрязнения и переселенных в пределах населенного пункта возможности получения законных льгот и компенсаций, что ставит этих граждан и граждан, выехавших за пределы населенных пунктов, в неравное положение.

4. Следуя буквальному смыслу пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года, правоприменительные органы связывают получение гражданами льгот и компенсаций исключительно с формальным установлением факта эвакуации (переселения) из населенных пунктов, указанных в приложении N 2 к Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 года. Такое истолкование, содержащееся в инструктивном письме и постановлении Администрации Челябинской области, фактически привело к тому, что определенная часть пострадавшего населения была ограничена в возможности защиты своих прав и законных интересов. Между тем, права и свободы человека и гражданина в соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации являются непосредственно действующими. Они должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваться правосудием.

5. Таким образом, рассматриваемое положение пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года как по своему буквальному смыслу, так и по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, фактически устанавливает необоснованные и несправедливые различия между пострадавшими вследствие аварии и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча - не выселенными из населенных пунктов, а лишь переселенными в их пределах, и теми, которые были эвакуированы (переселены) за их пределы.

Данное положение пункта 3 статьи 1 Закона противоречит статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом, а также статье 42 Конституции Российской Федерации о праве каждого на благоприятную окружающую среду, поскольку не защищает в равной мере всех лиц, оказавшихся в зоне радиоактивного загрязнения.

На основании изложенного и руководствуясь частью первой статьи 71, статьями 72, 74, 75 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

постановил:

1. Признать положение пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", как исключающее распространение Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 18 июня 1992 года) на граждан, эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1) и 42.

2. Согласно части второй статьи 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" дело гражданина В.С. Корнилова, разрешенное на основании признанного настоящим Постановлением не соответствующим Конституции Российской Федерации положения пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", подлежит пересмотру в установленном порядке.

3. Согласно части второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление является основанием отмены в установленном порядке положений нормативных актов в части, основанной на признанном неконституционным положении пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", либо воспроизводящей его или содержащей такое же положение. Такие положения нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

4. Федеральному Собранию Российской Федерации надлежит внести изменения в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

5. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

6. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете", иных официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, а также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Конституционный Суд

Российской Федерации

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г.А. ГАДЖИЕВА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ

ПУНКТА 3 СТАТЬИ 1 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 20 МАЯ

1993 ГОДА "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ

ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ АВАРИИ В 1957 ГОДУ

НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ "МАЯК" И СБРОСОВ

РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В РЕКУ ТЕЧА" В СВЯЗИ

С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА В.С. КОРНИЛОВА

На основании части первой статьи 76 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" излагаю свое особое мнение по Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1996 года.

1. Пункт 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" не нарушает конституционные права на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42 Конституции Российской Федерации).

Конституционному праву каждого на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность государства обеспечить соблюдение этого права путем осуществления системы правовых, организационно-технических, научных, воспитательных и иных мер. Конституционное понятие "благоприятная окружающая среда" раскрывается через критерии, установленные в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 года "Об охране окружающей природной среды" в виде системы нормативов и лимитов.

Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным природоохранительным законодательством критериям.

Нарушение экологического права на благоприятную окружающую среду влечет ответственность и обязанность возместить ущерб, причиненный экологическим правонарушением. Содержание конституционного права на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, сводится к правомочию каждого требовать, чтобы государство в законодательном порядке установило ответственность в виде возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Данное конституционное право не может рассматриваться как разновидность права на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53 Конституции Российской Федерации), поскольку в статье 42 Конституции Российской Федерации устанавливается ответственность не только государства, но и частных лиц.

Регулирование возмещения ущерба, причиненного экологическим правонарушением, осуществляется гражданским законодательством, относящимся к сфере ведения Российской Федерации (пункт "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации) и законодательством об охране окружающей среды, относящимся к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "к" части 1, Конституции Российской Федерации).

Государство не может считаться нарушившим права на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, поскольку ни Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 1079), ни Закон РСФСР от 19 декабря 1991 года "Об охране окружающей природной среды" не препятствуют возмещению такого вреда.

Из статьи 42 Конституции Российской Федерации не следует необходимость принятия отдельных федеральных законов по каждому экологическому бедствию.

Закон Российской Федерации от 20 мая 1993 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" не устанавливает критерии благоприятной окружающей среды и не предусматривает ответственность за возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением. Возмещение ущерба гражданам, пострадавшим от аварии на производственном объединении "Маяк", в соответствии с названным Законом осуществляется в особом порядке, без необходимости доказывания наличия причиненного экологическим правонарушением ущерба.

Меры, предусмотренные этим Законом, по своему существу являются мерами социальной защиты, которые находятся в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации).

Устанавливая меры социальной защиты, государство связано требованиями не статьи 42 Конституции Российской Федерации, а ее статьи 7 (часть 1), закрепляющей принцип социального государства.

В силу этого положение пункта 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 20 мая 1993 года как исключающее распространение Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан, эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, противоречит статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации, но не противоречит ее статье 42.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ » Конституция РФ, статьи, комментарии, материалы » ГЛАВА 2. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. Статья 42