pr42.site



САЙТ ПРО ЗОНЫ и ЗАКОНЫ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЧАТ И ФОРУМ

Объявление

Рейтинг

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ГЛАВА 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ. Статья 97

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Конституция РФ
Раздел I
Глава 5. Федеральное Собрание
Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Подпись автора

Лойер Клуб - свежие новости с юридических полей !

0

2

Статья 97

1. В статье 97 определены требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты Государственной Думы, и содержится ряд условий, соблюдение которых должно быть обеспечено после избрания гражданина депутатом Государственной Думы. В случае избрания депутатом вступает в силу институт несовместимости депутатского мандата с занятием определенной должности (видом деятельности).

2. Часть 1 статьи 97 Конституции вводит три требования к депутатам (и, следовательно, к кандидатам в депутаты) Государственной Думы: депутатом Государственной Думы может быть, во-первых, гражданин России, во-вторых, гражданин, достигший 21 года, и, в-третьих, гражданин, имеющий право участвовать в выборах. Содержание третьего из перечисленных требований раскрывается в частью 3 статьи 32 Конституции: "Не имеют права избирать и быть избранным граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда".

3. Части 2 и 3 статьи 97 Конституции закрепляют принцип несовместимости должностей с депутатским мандатом. Это связано, во-первых, с непременным условием для депутата Государственной Думы сосредоточиться на выполнении в первую очередь своих весьма важных для жизни общества и государства обязанностей. Поэтому часть 3 той же статьи специально оговаривает постоянный характер работы депутата. Во-вторых, требование несовместимости должностей вытекает из необходимости обеспечения независимости депутата в административном, материальном и дисциплинарном плане от каких-либо органов и должностных лиц, кроме соответствующей палаты Федерального Собрания, ее внутренних органов и должностных лиц. Именно это позволяет депутату в полной мере нести политическую и моральную ответственность перед своими избирателями и зависеть прежде всего от своей внутренней убежденности в том, что его действия соответствуют интересам страны и способствуют благу народа. Именно поэтому часть 3 статьи 97 допускает совмещение депутатского мандата с осуществлением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, поскольку такая деятельность, даже при условии занятия на условиях совместительства каких-либо должностей в государственных учебных или научных учреждениях, не предполагает выполнения каких-либо управленческих функций, а значит, не нарушает упомянутой выше независимости.

4. Независимость депутата в материальном плане тесно связана с оплатой его деятельности. В мировой практике давно признано, что члены парламента должны получать вознаграждение. Вознаграждение включает как заработную плату, так и ряд других материальных благ. Это связано с тем, что для осуществления депутатской деятельности парламентарии нуждаются в поездках к избирателям, привлечении опытных помощников и т.д. Необходимы также медицинское обслуживание, страхование жизни и другие гарантии. Общество сознательно идет на соответствующие расходы, понимая важность создания удовлетворительных материальных условий для успешного осуществления народными избранниками их деятельности. Жизнь и здоровье члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета на сумму годового денежного содержания федерального министра. Страховые суммы выплачиваются в случаях гибели члена парламента, если гибель наступила вследствие телесных повреждений или причинения иного повреждения здоровья в связи с осуществлением им своих полномочий, причинения парламентарию в связи с осуществлением им своих полномочий увечья или иного повреждения здоровья, как не повлекших стойкой утраты трудоспособности, так и повлекших стойкую утрату трудоспособности. В случае причинения члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы в связи с осуществлением ими своих полномочий увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, им ежемесячно выплачивается компенсация.

5. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы освобождаются на срок их полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы. По окончании срока полномочий им предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами Государственной Думы, по окончании срока их полномочий вправе продолжить военную службу (службу в органах внутренних дел, органах прокуратуры) или досрочно уволиться с военной службы (службы в органах внутренних дел, органах прокуратуры). По окончании срока их полномочий им предоставляется прежняя должность или с их согласия другая должность по прежнему либо по иному месту службы. Ряд льгот предусмотрен для супруги (супруга) депутата Государственной Думы, уволенной (уволенного) в связи с переездом депутата для выполнения им своих полномочий в Государственной Думе (перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы и др.).

6. В случае досрочного роспуска Государственной Думы депутаты этой палаты получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока их полномочий, из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения ими своих полномочий; в этом случае на депутатов Государственной Думы распространяются гарантии трудовых прав. Депутату Государственной Думы и проживающим совместно с ним членам его семьи, находящимся на день роспуска Государственной Думы вне своего постоянного места жительства, обеспечиваются бесплатный проезд и бесплатный провоз принадлежащего им имущества к постоянному месту жительства. Депутату Государственной Думы, имеющему трудовой стаж, равный требуемому для назначения полной пенсии по старости (включая пенсии на льготных условиях), полномочия которого прекращены в связи с роспуском Государственной Думы, с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством РФ пенсионного возраста. При этом размер пенсии не может составлять менее 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения данного депутата.

7. Совет Федерации самостоятельно устанавливает размер ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, связанного с осуществлением им своих полномочий. Выплаты по возмещению расходов, связанных с осуществлением членом этой палаты своих полномочий, не облагаются подоходным налогом. Члену Совета Федерации возмещаются расходы, связанные с проживанием вне его постоянного места жительства в связи с осуществлением им своих полномочий.

8. Все депутаты Государственной Думы независимо от занимаемой в палате должности, за исключением Председателя Государственной Думы, получают одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение, которое состоит из должностного оклада и надбавок к нему. Депутату Государственной Думы устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада федерального министра и надбавок к этому окладу. Председателю Государственной Думы устанавливаются ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада Председателя Правительства РФ и надбавок к этому окладу. Депутату Государственной Думы ежемесячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением им своих полномочий, в сумме, равной пяти минимальным размерам оплаты труда. При этом выплаты по возмещению расходов, связанных с осуществлением им своих полномочий, не облагаются подоходным налогом. Депутату Государственной Думы возмещаются расходы, связанные с проживанием вне его постоянного места жительства в связи с осуществлением им своих полномочий.

9. Членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней. Медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение парламентариям предоставляется на условиях, установленных для членов Правительства РФ. Каждому члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в здании соответствующей палаты предоставляется служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи, в том числе правительственной. Все виды почтовых и телеграфных отправлений в связи с осуществлением парламентариями своих полномочий пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных. Расходы по использованию средств связи организаций в связи с осуществлением депутатами своих полномочий возмещаются организациям за счет федерального бюджета.

10. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы на территории РФ имеют право бесплатно пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением такси. Администрации государственных и муниципальных гостиниц обязаны в течение часа предоставлять членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы отдельный номер. Депутату Государственной Думы, не имеющему в городе Москве жилой площади, предоставляется служебная жилая площадь для проживания, в том числе с членами семьи, которую он обязан освободить не позднее одного месяца со дня прекращения его полномочий. Расходы органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, связанные с материальным обеспечением деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, оплачиваются за счет федерального бюджета.

0

3

Статья 97

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет круг лиц, обладающих пассивным избирательным правом на выборах в Государственную Думу, т.е. лиц, из числа которых могут избираться депутаты Государственной Думы и которые, будучи избраны, могут состоять ее членами.

Первое требование, которое Конституция предъявляет к таким лицам, - это наличие у них российского гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) избираться в Государственную Думу и быть ее членами не могут. Прекращение у депутата гражданства Российской Федерации влечет погашение его депутатского мандата и открытие в Государственной Думе вакансии. В то же время Конституция не предусматривает никаких последствий для депутатского мандата, которые бы вытекали из наличия, появления или обнаружения у депутата иного гражданства или иных гражданств. Конституция не возражает против того, чтобы лицо, у которого кроме российского гражданства имеется иное гражданство или иные гражданства, могло быть избрано в Государственную Думу и оставаться в ее составе. Однако действующий избирательный закон, регулирующий выборы в Государственную Думу, стоит на иной позиции (об этом см. ниже).

Второе конституционное требование - достижение установленного возраста. Возрастной ценз для депутатов Государственной Думы составляет 21 год. Из текста Конституции можно сделать вывод, что этот возраст должен быть достигнут не позднее дня голосования, ибо именно в этот день лицо, согласно комментируемой части, может быть избрано депутатом. В ст. 60 Конституции сказано, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, однако в комментируемой части установлена норма, специальная по отношению к общей норме ст. 60, а потому имеющая преимущество.

Третье требование - наличие активного избирательного права. В самой Конституции оно целостным образом не сформулировано. В ч. 1 и 2 ст. 32 сказано лишь, что граждане имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Согласно ч. 3 этой статьи, не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Нельзя не обратить внимания на неудачное выражение "право быть избранным", ибо такого права на самом деле нет, поскольку нет обязанности у избирателей избрать определенное лицо; правильнее было бы сказать о праве избираться, т.е. баллотироваться на выборах.

Возрастной ценз для активного избирательного права Конституцией не установлен и может быть лишь выведен из ст. 60, согласно которой гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. На этой позиции стоит и Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919; с изм.), который установил в ч. 1 ст. 5, что гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы. Он, кроме того, имеет право участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном федеральными законами. Надо признать в то же время, что возможности реализации этих прав в результате происшедших в последнее время изменений в законодательстве, сократились, поскольку основная тенденция этих изменений - обеспечение преимуществ для крупных партий, прежде всего для "Единой России".

Согласно ч. 3 ст. 5, гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов за пределами ее территории, обладает равными с иными российскими гражданами правами на выборах депутатов Государственной Думы, а российские дипломатические представительства и консульские учреждения обязаны оказывать ему содействие в реализации его избирательных прав. И эта норма стала уже во многом декларативной. Дело в том, что 25 июля 2006 г. ФЗ N 128-ФЗ в излагаемую статью включил ч. 4.1, согласно которой не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание этого гражданина на территории иностранного государства (см. комм. к ч. 2 ст. 96). Запрет избрания в Государственную Думу российских граждан, не состоящих в иностранном гражданстве, но имеющих право постоянно проживать за границей, никакой основы в Конституции не имеет. Под этот запрет могут, в частности, подпасть бизнесмены, научные работники, работающие за границей по контракту, студенты и аспиранты зарубежных вузов и другие граждане, чья лояльность России не опорочена. Ведь, согласно ч. 2 ст. 19 Конституции, государство гарантирует гражданам равенство прав и свобод независимо, среди прочего, от места жительства.

Конституция не определяет, может ли выдвигаться и регистрироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы лицо, которое в начале избирательной кампании не отвечает какому-либо из указанных в комментируемой части требований, но в день голосования будет этому требованию отвечать. Думается, на этот вопрос следует ответить утвердительно, в случае если соответствие требованиям в день голосования гарантировано, ибо в комментируемой статье речь идет о требованиях не к кандидату в депутаты, а к депутату Государственной Думы. Соответственно часть 2 ст. 5 упомянутого ФЗ о выборах депутатов Государственной Думы установила, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года на день голосования.

По ч. 4 указанной статьи не имеет права избирать и быть избранным, участвовать в осуществлении других избирательных действий гражданин РФ, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Сравнение с текстом ч. 3 ст. 32 Конституции показывает, что формулировка ФЗ несколько шире - добавлены слова "участвовать в осуществлении других избирательных действий". Это добавление обусловлено нахождением лица в месте лишения свободы и выглядит поэтому в какой-то мере логично, однако конституционное право лица оно несколько сужает: такое лицо все же могло бы участвовать в осуществлении некоторых избирательных действий, например в даче подписи в пользу какого-либо федерального списка кандидатов.

ФЗ пошел, однако, еще дальше в ограничении гарантированного Конституцией пассивного избирательного права граждан. Это можно сказать о ч. 5 указанной статьи, предусматривающей, что гражданин РФ, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока (см. комм. к ч. 2 ст. 96). Логика этой нормы понятна, однако конституционная база отсутствует, и поэтому юридически правильное решение проблемы заключается просто в невключении на практике таких граждан в федеральные списки кандидатов, тогда как самой нормы не должно быть в избирательном законодательстве.

2. Комментируемая часть запрещает одновременное нахождение лица в составе обеих палат Федерального Собрания. Это естественно вытекает из смысла двухпалатной структуры парламента, предполагающего в качестве общего правила раздельную работу палат и определенное уравновешивание полномочий одной палаты полномочиями другой (см. комм. к ст. 102, 103, 105 (ч. 3-5), 106, 107 (ч. 3), 108 (ч. 2)). Отсюда следует, что в случае, когда член одной палаты избран или по какому-либо законному основанию вошел в состав другой, его полномочия в первой палате прекращаются, если он не отказался от мандата в другой палате. Каждый депутат Государственной Думы независимо от того, баллотировался он в общефедеральной части федерального списка кандидатов или в региональной группе, представляет весь российский народ. Это прямо вытекает из положений ч. 2 ст. 1 ФЗ от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466; с изм.), который конкретизирует конституционные положения, не выходя за их рамки.

С этим связано и запрещение депутату Государственной Думы Федерального Собрания совмещать свой мандат с другими представительными мандатами, управомочивающими на участие в осуществлении как государственной власти, так и местного самоуправления. Ведь если такое совмещение будет иметь место, депутат Государственной Думы, весьма вероятно, выступит в качестве законного лоббиста регионального или местного интереса в ущерб интересу общероссийскому. Конечно, такое бывает и при отсутствии совмещения мандатов, однако допустимость их совмещения означала бы определенную легитимность предпочтения депутатом Государственной Думы регионального или местного интереса. Во всяком случае, законодатель в упомянутом ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а особенно в ФЗ от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950; с изм.) стремится сосредоточить деятельность депутата Государственной Думы именно на общегосударственных интересах, о чем ярко свидетельствуют законодательные изменения последнего времени, обеспечивающие за общероссийскими политическими партиями (фактически за их руководством) монополию на представительство народа в Государственной Думе и исключившие допуск к этому представительству беспартийного большинства народа, а также не признающие статуса политических партий за региональными и местными политическими объединениями (см. комм. к ст. 13).

Согласно ст. 85 ФЗ от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия РФ после подписания протокола о результатах выборов депутатов Государственной Думы незамедлительно направляет извещение об этом кандидатам, избранным депутатами. Избранный кандидат обязан в пятидневный срок со дня получения извещения представить в ЦИК копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Государственной Думы, либо копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок со дня получения извещения было подано заявление об освобождении от таких обязанностей (см. также ниже комм. к ч. 3). Если он не выполнит данное требование, то исключается из федерального списка кандидатов, а его депутатский мандат передается Центральной избирательной комиссией кандидату из того же федерального списка в порядке, предусмотренном данным ФЗ. По выполнении этого требования и после официального опубликования результатов выборов ЦИК регистрирует депутата и выдает ему удостоверение об избрании.

Соответственно и ФЗ от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3336; с изм.) предусматривает в ч. 2 ст. 8, что избранный (назначенный) член Совета Федерации в пятидневный срок со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) направляет в Совет Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 6 ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" член Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, являющиеся на день начала срока соответствующих полномочий военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, работниками органов прокуратуры, органов налоговой полиции и таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, приостанавливают на весь срок указанных полномочий службу в перечисленных органах и учреждениях. Срок приостановления службы в указанных органах и учреждениях засчитывается в выслугу лет служащих или работников этих органов и учреждений. В течение данного срока выплата денежного довольствия (денежного содержания) и иных средств, предусмотренных федеральным законодательством для служащих и работников указанных органов и учреждений, а также присвоение очередных специальных званий и классных чинов не производятся. В течение этого срока член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе уволиться со службы в указанных органах и учреждениях по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Если первое предложение ч. 2 комментируемой статьи относится к членам обеих палат Федерального Собрания, то второе предложение касается только депутатов Государственной Думы. Однако ФЗ о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы уравнял положения о несовместимости функций для членов обеих палат. Согласно п. "а" ч. 2 ст. 6 этого ФЗ, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не вправе быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. В соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 4 данного ФЗ в случае избрания члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления его полномочия прекращаются.

3. Только к депутатам Государственной Думы относится конституционное требование работать на постоянной профессиональной основе, содержащееся в первом предложении комментируемой части. Законодательная деятельность, предполагающая основательное изучение социальных проблем, скрупулезную работу над формулировками текстов законов, участие в обсуждении их во фракциях или депутатских группах, в комитетах и на пленарных заседаниях Государственной Думы, контрольная деятельность парламента, обсуждение проблем текущей политики, которые тоже требуют подготовки, контакты с избирателями, с государственными органами и учреждениями, с общественностью - все это неизбежно поглощает рабочее время депутата и практически почти не оставляет ему возможности для каких-либо иных занятий (разумеется, если депутат относится к своим обязанностям добросовестно).

В связи с этим вызывает известное недоумение тот факт, что Конституция не предъявляет аналогичного требования членам Совета Федерации, компетенция которого почти столь же значительна, что и компетенция Государственной Думы, и работа в котором, следовательно, также не может не требовать больших временных затрат. Впрочем, на членов Совета Федерации с 2001 г. распространяется, согласно действующей редакции ч. 1 ст. 6 ФЗ о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы, обязанность осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Второе предложение ч. 3 запрещает депутатам Государственной Думы находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Такой запрет обусловлен прежде всего объемом работы, который, как показано выше, следует из депутатского мандата.

Но дело не только в этом. При осуществлении своего мандата депутат должен быть свободен от влияния государственных органов и учреждений, должностных лиц, прежде всего исполнительной власти. Недопустимость службы депутата в органах или аппарате исполнительной и судебной власти вытекает из сформулированного в ст. 10 Конституции принципа разделения властей. Кроме того, государственная служба по определению предполагает, что государственные служащие действуют в составе иерархически организованных структур и состоят в отношениях руководства и подчинения (это относится и к службе в аппарате самого парламента). Следовательно, находясь на государственной службе, депутат неизбежно попадает в подчинение к вышестоящим должностным лицам, которые тем самым получают определенную возможность влиять на деятельность депутата по осуществлению им своего мандата.

Другая оплачиваемая деятельность возбраняется депутатам по тем же причинам. Речь может идти при этом о работе в государственных учреждениях, в аппарате общественных объединений, в публичных и частных хозяйственных формированиях разного рода, причем не только в качестве наемного работника, но и в качестве собственника, партнера и т.п. Очевидно, что оплачиваемая деятельность охватывает и индивидуальную трудовую (хозяйственную, коммерческую) деятельность. Получение депутатом дохода от какой-либо подобной структуры может привести к тому, что он начнет отстаивать в Государственной Думе частные интересы такой структуры, даже если это наносит ущерб интересам общенациональным, государственным.

Оплата деятельности депутата может при этом выразиться не только в форме заработной платы, жалованья, гонорара и т.п., но и в таких доходах, как специально увеличенный процент на банковский вклад, специально повышенный размер дивиденда на акции и т.п. Все это недопустимо. Очевидно, что в ряде случаев сложение обязанностей, несовместимых с мандатом, означает и отказ, хотя бы временный, от соответствующих прав, в том числе отказ от права лично управлять своим капиталом; управление должно быть передано другому лицу (поверенному, банку и т.п.).

Из изложенных выше правил Конституция делает исключение: депутату разрешается преподавательская, научная и иная творческая деятельность. Это не значит, что депутат может занимать административные должности в соответствующих учреждениях и общественных объединениях: ректором или проректором университета, оплачиваемым председателем союза композиторов и т.п. он быть не вправе. Весьма сомнительно его право занимать соответствующие должности даже на общественных началах, поскольку и в этом случае осуществляются властные функции. Но заведовать кафедрой, сектором, отделом НИИ, руководить факультетом он может, если оплата такого руководства представляет собой лишь процентную надбавку к оплате основной творческой деятельности. Но это не может не считаться работой по совместительству либо на других условиях частичной занятости. Вправе он и получать гонорар за свою творческую деятельность, однако размер этого гонорара не должен превышать обычного.

В отношении членов Совета Федерации аналогичных ограничений в Конституции не установлено. Однако упомянутая часть 2 ст. 6 ФЗ о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы запрещает члену Совета Федерации, как и депутату Государственной Думы:

- замещать иную государственную должность РФ, государственную должность субъекта Федерации, государственную должность государственной службы или муниципальную должность муниципальной службы;

- находиться на государственной или муниципальной службе;

- заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

- состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации.

В случае же нарушения этих запретов полномочия члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы прекращаются (п. "а"-"в" ч. 1 ст. 4 данного ФЗ).

К сожалению, в законодательстве отсутствует специальное регулирование механизма ответственности членов Федерального Собрания за нарушение вышеуказанных запретов.

0

4

Статья 97

1. Комментируемая статья называет три условия, выполнение которых необходимо для того, чтобы получить возможность осуществить свое право быть избранным депутатом Государственной Думы.

Депутатом может быть избран только гражданин Российской Федерации.

Гражданин РФ - это лицо, имеющее доказательство устойчивой правовой связи с Российской Федерацией (гражданство). Устойчивая связь лица и государства означает, что оно существует постоянно, правовая связь свидетельствует об обязательном законодательном закреплении определенных отношений человека и государства.

Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные Конституцией РФ и другими законами, отвечает за их нарушение, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе за пределами государства, гражданином которого оно является. Если человек является иностранцем или лицом без гражданства, то он пользуется почти всеми правами и свободами, исполняет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением тех, которые закреплены только за гражданами Российской Федерации: права создавать политические партии, избирать и быть избранным в органы государственной власти, состоять на государственной службе и т.д.

Ограничения в политической сфере не случайны. Дело в том, что, используя политические права, человек может непосредственно и наиболее эффективно воздействовать на политику государства, например, направлять ее в нужное иностранному государству русло. Нет сомнения в том, что предоставление иностранным гражданам и лицам без гражданства права участвовать в управлении государством, формировать органы, определяющие государственную политику, или быть избранными в органы государственной власти, недопустимо.

Для реализации пассивного избирательного права (права быть избранным) в мировой практике, как правило, требуется преодоление повышенного по сравнению с совершеннолетием*(491) возрастного порога. Например, возраст для депутата нижней палаты парламента Республики Беларусь составляет 21 год*(492), Франции - 23 года*(493), депутата Меджлиса, халк векиллери Туркменистана - 25 лет*(494).

В Российской Федерации такой возраст установлен в 21 год. Данный возрастной ценз подтверждается не только мировым, но и отечественным опытом. В течение длительного времени действовал возрастной ценз: 21-23 года. В декабре 1919 г. возрастной ценз избирателей был установлен в 21 год. После Великой Отечественной войны он был повышен до 23 лет в Верховный Совет СССР*(495) и до 21 года в Верховный Совет РСФСР*(496). В 1977 г. возраст избрания депутатов в Верховный Совет СССР был снижен с 23 лет до 21 года*(497). Таким образом, с 1958 г. в РСФСР и с 1977 г. в СССР для пассивного избирательного права установлен возраст в 21 год.

Названный возрастной ценз определяется прежде всего психологическими и социальными показателями. Например, международными экспертами Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) подростковым возрастом считаются два чрезвычайно важных периода: пубертатный период (от 10 до 15 лет) и этап социального созревания (от 16 до 20 лет). В эти периоды завершается половое развитие до наступления половой зрелости, психологические детские процессы сменяются поведением, характерным для взрослых, происходит переход к социально-экономической независимости от взрослых*(498).

В словаре В. Даля сказано, что лицо, не достигшее 21 года, считается несовершеннолетним*(499). В США совершеннолетие наступает также в 21 год. Именно с этим возрастом для лиц любого пола связано наступление всех показателей зрелости, куда входит зрелость физическая, определяемая физическим состоянием, психическая, говорящая об умении разумно руководить своими действиями и поступками, и, наконец, что не менее важно, так называемая социальная зрелость, позволяющая принимать самостоятельное участие в жизни общества.

К 21 году граждане заканчивают высшие образовательные учреждения. Это - немаловажный фактор при установлении нижней возрастной границы для возможности реализации права быть избранным, ведь высшее образование является завершающим штрихом формирования развитой и полноценной личности, имеющей собственные политические взгляды и способной принимать взвешенные решения.

В настоящее время высказываются предложения о сокращении возрастного ценза для депутатов Государственной Думы с 21 года до 18 лет.

Так, депутат Калининградской областной Думы В. Ежиков предложил уменьшить возраст пассивного избирательного права. По словам депутата, "омоложение российской законодательной политики, пошло бы только на пользу обществу и государственной власти. С 18 лет гражданин РФ в состоянии служить в армии и на флоте, создавать семью, избирать Президента России и депутатов Государственной Думы"*(500). Разработанный депутатом проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" был единогласно одобрен комитетом областной Думы по государственному строительству и местному самоуправлению*(501).

Тем не менее с предложенным проектом не следует соглашаться, так как установление возрастного ценза именно с 21 года, при реализации гражданином пассивного избирательного права, обусловлено сложным и трудоемким характером деятельности депутата Государственной Думы. Человек в 18 лет, как было сказано ранее, находится на этапе социального и психического созревания, не имеет в большинстве случаев жизненного опыта, не успел получить высшего образования и вряд ли способен осуществлять представительскую демократическую функцию, не говоря уже о законотворческой.

Что касается установления более высокого возраста для избрания гражданина Российской Федерации в Государственную Думу, то необходимо помнить, что в Государственной Думе должно быть обеспечено широкое представительство различных социальных групп населения. Завышение возрастного ценза необоснованно сужает избирательский корпус.

Гражданин Российской Федерации должен иметь право участвовать в выборах, т.е. обладать активным избирательным правом.

В соответствии Конституцией РФ "не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда" (подробнее см. комментарий к ч. 3 ст. 32).

2. Конституцией установлено правило несовместимости депутатского мандата Государственной Думы с депутатскими мандатами всех иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Это правило направлено на обеспечение беспристрастности и независимости депутатов Государственной Думы при осуществлении ими функции народного представительства. Кроме того, это связано с непременным условием для депутата Государственной Думы сосредоточиться на выполнении в первую очередь своих весьма важных для жизни общества и государства обязанностей. Требование несовместимости должностей вытекает и из необходимости обеспечения независимости депутата в административном, материальном и дисциплинарном плане от каких-либо органов и должностных лиц, кроме соответствующей палаты Федерального Собрания, ее внутренних органов и должностных лиц. Именно это позволяет депутату в полной мере нести политическую и моральную ответственность перед своими избирателями и зависеть прежде всего от своей внутренней убежденности в том, что его действия соответствуют интересам страны и способствуют благу народа*(502).

3. Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на постоянной профессиональной основе. Этот принцип говорит лишь о том, что работа депутатов в парламенте является единственным видом их трудовой деятельности, они осуществляют свою деятельность профессионально, получая за эту работу ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты*(503).

Для депутатов Государственной Думы действует правило несовместимости нахождения на государственной службе Российской Федерации - государственной гражданской, военной, правоохранительной службе. Лица, занимавшие на ней любые посты, приостанавливают на весь срок действие депутатского мандата. По истечении срока депутатских полномочий депутатам, оставившим государственную службу, гарантируется возвращение на нее в соответствующих должности и звании. Так, например, согласно ч. 4 ст. 25 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов прокуратуры, органов налоговой полиции, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, избранные (назначенные) членами Совета Федерации, избранные депутатами Государственной Думы, по окончании срока их полномочий вправе продолжить военную службу (службу в указанных органах) или досрочно уволиться с военной службы (службы в указанных органах). По окончании срока полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы им предоставляется прежняя должность или с их согласия другая должность по прежнему либо с их согласия по иному месту службы".

Срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности и в выслугу лет. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или на службу в течение шести месяцев после прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

Депутаты Государственной Думы не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Помимо работы депутат обязан постоянно повышать свой профессиональный уровень, следить за политической, экономической и социальной ситуацией в стране и за рубежом, за внешнеполитической обстановкой. В таких условиях любая работа на стороне неизбежно и постоянно ставила бы депутата перед дилеммой выбора между личными делами и государственными, и нельзя дать никаких гарантий, что народный избранник в достаточном процентном отношении предпочел бы последнее.

Тем не менее периодически находятся те, кто не согласен с установленной законодательством запретом совмещения депутатской деятельности с иной деятельностью (за названными выше исключениями). Так, депутат Государственной Думы В.О. Семенов в 2001 г. внес на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона N 160594-3 "О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" по вопросу предоставления возможности члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы заниматься предпринимательской деятельностью*(504).

Автор мотивировал свое предложение тем, что предпринимательская деятельность не оплачивается, может принести как прибыль, так и убытки, и в силу этого не может быть признана ограничением деятельности парламентариев по смыслу комментируемой статьи *(505).

В части 3 ст. 97 Конституции Российской Федерации говорится о недопустимости занятия депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Предпринимательская деятельность не является оплачиваемой. Легальная дефиниция понятия "предпринимательская деятельность" содержится в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации: "...предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке". По смыслу трудового законодательства оплачиваемой деятельностью является деятельность работника, действующего на основании трудового договора. Очевидно, что предпринимательская деятельность не является оплачиваемой и в соответствии с трудовым законодательством*(506).

Доводы автора проекта о том, что предпринимательская деятельность не может считаться оплачиваемой ввиду того, что предприниматель не получает за нее заработную плату, на наш взгляд, несостоятельны. Оплата деятельности депутата, занимающегося предпринимательской деятельностью, может выражаться не только в заработной плате, выплате жалования или гонорара, но и в таких доходах, как специально увеличенный процент на банковский вклад или повышенный процент дивиденда на акции*(507).

Получение доходов от предпринимательской деятельности может привести к отстаиванию депутатом в Государственной Думе частных интересов, что нанесет ущерб государственным интересам, а это недопустимо.

0

5

Статья 97

     1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской
Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
     2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации
и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть
депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного
самоуправления.
     3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной
основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной
службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской,
научной и иной творческой деятельности.

     Комментарий к статье 97

     1. Часть 1 комментируемой статьи определяет круг лиц, обладающих пассивным
избирательным правом на выборах в Государственную Думу, т.е. лиц, из числа
которых могут избираться депутаты Государственной Думы и которые, будучи избраны,
могут состоять ее членами.
     Первое требование, которое Конституция предъявляет к таким лицам, - это
наличие у них российского гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства
(апатриды) избираться в Государственную Думу и быть ее членами не могут. Прекращение
у депутата гражданства Российской Федерации влечет прекращение его депутатского
мандата и открытие в Государственной Думе вакансии. В то же время появление
или обнаружение у депутата иного гражданства или иных гражданств никаких последствий
для депутатского мандата не имеет. Лицо, у которого, кроме российского гражданства,
имеется иное гражданство или иные гражданства, может быть избрано в Государственную
Думу и оставаться в ее составе.
     Второе требование - достижение установленного возраста. Возрастной ценз
для депутатов Государственной Думы составляет 21 год.
     Третье требование - наличие активного избирательного права. В самой Конституции
оно целостным образом не сформулировано. В ч. 1 и 2 ст. 32 сказано лишь, что
граждане имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно
и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной
власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно ч. 3 этой статьи, не имеют права избирать и быть избранными граждане,
признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы
по приговору суда.
     Нельзя не обратить внимания на неудачное выражение "право быть избранным",
ибо такого права на самом деле нет, поскольку нет обязанности у избирателей
избрать определенное лицо; правильнее было бы сказать о праве избираться,
т.е. баллотироваться на выборах.
     Возрастной ценз для активного избирательного права Конституцией не установлен
и может быть лишь выведен из ст. 60, согласно которой гражданин может самостоятельно
осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
     Согласно ч. 1 и 2 ст. 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных
прав граждан" от 6 декабря 1994 г. (СЗ РФ, 1994, N 33, ст. 3406), гражданин,
достигший 18 лет, вправе избирать независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации" от 21 июня 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 26 ст. 2398) установил
в ч. 1 и 3 ст. 3, что гражданин, достигший на день выборов 18 лет, имеет право
избирать депутатов Государственной Думы, причем он обладает всей полнотой
избирательных прав при выборах этих депутатов, даже если проживает в период
подготовки и проведения выборов за пределами территории Российской Федерации.
В отношении граждан, не имеющих избирательных прав, оба закона воспроизводят
положение ч. 3 ст. 32 Конституции.
     Конституция не определяет, может ли выдвигаться и регистрироваться кандидатом
в депутаты Государственной Думы лицо, которое в начале избирательной кампании
не отвечает какому-либо из указанных в комментируемой части требований, но
в день голосования будет этому требованию отвечать. Думается, на этот вопрос
следует ответить утвердительно в случае, если соответствие требованиям в день
голосования гарантировано, ибо в комментируемой статье речь идет о требованиях
не к кандидату в депутаты, а к депутату Государственной Думы. Так, применительно
к возрасту ч. 2 ст. 3 Закона о выборах депутатов Государственной Думы установила,
что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший
21 года на день выборов.

     2. Комментируемая часть запрещает одновременное нахождение лица в составе
обеих палат Федерального Собрания. Это естественно вытекает из смысла двухпалатной
структуры парламента, предполагающего в качестве общего правила раздельную
работу палат и определенное уравновешивание полномочий одной палаты полномочиями
другой (см. комментарии к ст. 102, 103, 105 (3 - 5), 106, 107 (3), 108 (2)).
     Отсюда следует, что в случае, когда член одной палаты избран или вошел
в состав другой, его полномочия в первой палате прекращаются, если он не отказался
от мандата в другой палате.
     Например, согласно ч. 1 ст. 64 Закона о выборах депутатов Государственной
Думы, кандидат, избранный депутатом Государственной Думы, обязан в трехдневный
срок в письменной форме сообщить в соответствующую избирательную комиссию
о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата Государственной
Думы. В противном случае, в соответствии с ч. 3 данной статьи, избирательная
комиссия не зарегистрирует его в качестве депутата Государственной Думы, а
если он был избран по федеральному избирательному округу, то, в соответствии
с ч. 2, передаст его мандат кандидату того же федерального списка, следующему
в порядке очередности за избранными кандидатами.
     Если первое предложение ч. 2 комментируемой статьи относится к членам
обеих палат Федерального Собрания, то второе предложение касается только депутатов
Государственной Думы. Вопрос, однако, решается аналогичным образом. Если депутат
Государственной Думы избран в представительный орган субъекта Российской Федерации
или в орган местного самоуправления и в течение месяца письменно не отказался
от этого нового мандата, то, в соответствии с п. "а" ч. 2 ст. 4 Федерального
закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. (СЗ РФ,
1994, N 2, ст. 74) его полномочия прекращаются досрочно. Равным образом здесь
применяется изложенное выше положение ч. 1 ст. 64 Закона о выборах депутатов
Государственной Думы.

     3. Только к депутатам Государственной Думы относится конституционное
требование работать на постоянной профессиональной основе, содержащееся в
первом предложении комментируемой части. Законодательная деятельность, предполагающая
основательное изучение социальных проблем, скрупулезную работу над формулировками
текстов законов, участие в обсуждении их во фракциях или депутатских группах,
в комитетах и на пленарных заседаниях Государственной Думы, контрольная деятельность
парламента, обсуждение проблем текущей политики, которые тоже требуют подготовки,
контакты с избирателями, с государственными органами и учреждениями, с общественностью
- все это неизбежно поглощает рабочее время депутата и практически почти не
оставляет ему возможности для каких-либо иных занятий (разумеется, если депутат
относится к своим обязанностям добросовестно).
     В связи с этим вызывает известное недоумение тот факт, что Конституция
не предъявляет аналогичного требования членам Совета Федерации, компетенция
которого почти столь же значительна, что и компетенция Государственной Думы,
и работа в котором, следовательно, также не может не требовать больших временных
затрат.
     Второе предложение ч. 3 запрещает депутатам Государственной Думы находиться
на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Такой
запрет обусловлен прежде всего объемом работы, который, как показано выше,
следует из депутатского мандата.
     Но дело не только в этом. При осуществлении своего мандата депутат должен
быть свободен от влияния государственных органов и учреждений, должностных
лиц, прежде всего исполнительной власти. Недопустимость службы депутата в
органах или аппарате исполнительной и судебной власти вытекает из сформулированного
в ст. 10 Конституции принципа разделения властей. Кроме того, государственная
служба по определению предполагает, что государственные служащие действуют
в составе иерархически организованных структур и состоят в отношениях руководства
и подчинения (это относится и к службе в аппарате самого парламента).
     Следовательно, находясь на государственной службе, депутат неизбежно
попадает в подчинение к вышестоящим должностным лицам, которые тем самым получают
определенную возможность влиять на деятельность депутата по осуществлению
им своего мандата.
     Другая оплачиваемая деятельность возбраняется депутатам по тем же причинам.
Речь может идти при этом о работе в государственных учреждениях, в аппарате
общественных объединений, в публичных и частных хозяйственных формированиях
разного рода, причем не только в качестве наемного работника, но и в качестве
собственника, партнера и т.п. Очевидно, что оплачиваемая деятельность охватывает
и индивидуальную трудовую (хозяйственную, коммерческую) деятельность. Получение
депутатом дохода от какой-либо подобной структуры может привести к тому, что
он начнет отстаивать в Государственной Думе частные интересы такой структуры,
даже если это наносит ущерб интересам общенациональным, государственным.
     Оплата деятельности депутата может при этом выразиться не только в форме
заработной платы, жалованья, гонорара и т.п., но и в таких доходах, как специально
увеличенный процент на банковский вклад, специально повышенный размер дивиденда
на акции и т.п. Все это недопустимо.
     Если депутат занимает должность в указанных учреждениях или иных структурах,
то в соответствии с вышеупомянутой ч. 1 ст. 64 Закона о выборах депутатов
Государственной Думы на него распространяется обязанность в трехдневный срок
после избрания (практически после установления результатов выборов) сообщить
в избирательную комиссию о сложении с себя несовместимых с мандатом обязанностей.
Очевидно, что в ряде случаев сложение обязанностей означает и отказ, хотя
бы временный, от соответствующих прав, в том числе отказ от права лично управлять
своим капиталом; управление должно быть передано другому лицу (поверенному,
банку и т.п.).
     Из изложенных выше правил Конституция делает исключение: депутату разрешается
преподавательская, научная и иная творческая деятельность. Это не значит,
что депутат может занимать административные должности в соответствующих учреждениях
и общественных объединениях: ректором или проректором университета, оплачиваемым
председателем союза композиторов и т.п. он быть не вправе. Но заведовать кафедрой,
сектором, отделом НИИ, руководить факультетом он может, если оплата такого
руководства представляет собой лишь процентную надбавку к оплате основной
творческой деятельности. Вправе он и получать гонорар за свою творческую деятельность,
однако размер этого гонорара не должен превышать обычного.
     В отношении членов Совета Федерации аналогичных ограничений почему-то
не установлено. Обычно, правда, конституции и уставы, законы субъектов Российской
Федерации предусматривают подобные ограничения для их должностных лиц - глав
законодательных и исполнительных органов государственной власти, которые состоят
членами Совета Федерации по должности. Например, согласно ч. 1 и 2 ст. 78
Конституции (Основного Закона) Республики Саха (Якутии) от 25 апреля 1992
г. (Якутские ведомости, 1992, N 7), Президент и вице-президент Республики
получают за свою службу вознаграждение и не могут получать какое-либо другое
вознаграждение от организаций, учреждений и частных лиц, их должности несовместимы
со статусом народных депутатов. Но если такие ограничения субъектами Российской
Федерации не установлены, то соответствующие члены Совета Федерации от них
свободны.

0

6

Статья 97

     1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской
Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
     2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации
и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть
депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного
самоуправления.
     3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной
основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной
службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской,
научной и иной творческой деятельности.

     Комментарий к статье 97

     В ст. 97 содержатся положения, касающиеся статуса депутатов Государственной
Думы. Согласно этой статье в качестве депутатов, т. е. выборных представителей,
рассматриваются только члены Государственной Думы.
     К депутатам предъявляется ряд требований, обеспечивающих осуществление
ими представительской функции. Прежде всего определяется, кто может быть избран
депутатом.
     Часть 1 ст. 97 определяет, что реализация гражданином права быть избранным
депутатом Государственной Думы (т. е. реализация пассивного избирательного
права) возможна при соответствии гражданина требованиям, предъявляемым при
реализации активного избирательного права (т. е. права избирать в органы государственной
власти), и дополнительно устанавливает возрастной ценз, равный 21 году, что
объясняется необходимостью наличия жизненного опыта для принятия сложных государственных
решений.
     Основной функцией и содержанием депутатского мандата является представительство.
В Государственной Думе депутат представляет народ.
     В Конституции нет прямого указания на характер мандата депутата Государственной
Думы. Характер депутатского мандата определяется тем, что в Конституции признан
принцип парламентаризма (ст. 94), а также отсутствуют такие институты, как
наказы избирателей депутатам и отзыв депутатов избирателями. Таким образом,
мандат депутата Государственной Думы не носит императивного характера - это
свободный мандат, т. е. избиратели не могут определять позицию депутата, он
жестко не связан правовыми обязательствами перед своими избирателями.
     Депутат, участвуя в решении вопросов в Государственной Думе, должен руководствоваться
интересами народа. Он выступает как представитель всего народа, иначе теряется
возможность выработки в представительном и законодательном органе позиции
большинства депутатов, возможность формирования и выражения воли народа в
целом. Отсутствие императивности мандата депутата не означает полного разрыва
связей депутата со своими избирателями. Поддержание этих связей становится
для него необходимостью в силу его заинтересованности в переизбрании на следующих
выборах.
     Конституционное запрещение одновременного членства в обеих палатах Федерального
Собрания, а также несовместимость мандата депутата Государственной Думы с
депутатским мандатом в иных представительных органах государственной власти
и местного самоуправления, установленные в ч. 2 ст. 97, направлены на обеспечение
беспристрастности и независимости депутатов Думы при осуществлении ими функции
народного представительства.
     В ч. 3 этой же статьи предусматривается правило несовместимости ряда
должностей с депутатским мандатом: депутату Государственной Думы запрещено
в течение срока его полномочий находиться на государственной службе, заниматься
другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной
творческой деятельности. Цель этого правила, как и условие несовместимости
мандатов, - не допускать зависимости депутатов от каких-либо государственных
органов власти или частных интересов других лиц. Через установление этого
правила проводится принцип разделения властей, содержание которого требует
запрещения осуществления функций законодательной и исполнительной власти одними
и теми же лицами. Кроме того, требование несовместимости должностей обеспечивает
депутату возможность сосредоточиться исключительно на работе в парламенте.
     Следует, однако, отметить, что в ч. 9 раздела второго Конституции предусматривается
исключение из правила о несовместимости должностей. Устанавливается, что "депутат
Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства
Российской Федерации". Это положение не вполне согласуется с принципом разделения
властей и носит временный характер, его наличие вызвано в значительной степени
спецификой политических отношений в России, требующих, по крайней мере в первое
время, подобного механизма сотрудничества законодательной и исполнительной
властей.
     Разрешение совмещения депутатского мандата членов Государственной Думы
с занятием творческой деятельностью объясняется тем, что она носит индивидуальный
характер и осуществляется в сфере культуры, науки и образования, достаточно
автономных от осуществления государственной власти.
     В ч. 3 ст. 97 устанавливается принцип организации депутатской деятельности:
"Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе".
Этот принцип представляет собой конкретное выражение парламентаризма: работа
депутатов в парламенте является единственным видом их трудовой деятельности,
они осуществляют свою деятельность профессионально, получая за эту работу
денежное вознаграждение. Вместе с тем следует отметить особый характер деятельности
депутатов: они как народные представители осуществляют законодательную власть,
их деятельность носит политический характер.
     В развитие положений Конституции о статусе депутата 8 мая 1994 г. был
принят федеральный Закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации <100>. Возможность
одновременного регулирования правового положения членов обеих палат Федерального
Собрания вызвана одинаковым способом формирования палат парламента посредством
всеобщих выборов. Таким образом, члены как Государственной Думы, так и Совета
Федерации первого созыва являются избранными народом представителями, т. е.
депутатами.

0

7

На сегодняшний день не найдены дополнительные материалы к статье 97 Конституции Российской Федерации. При наличии дополнительных материалов к статье 97 Конституции РФ прошу регистрироваться на форуме сайта и предлагать материалы для размещения администратору форума. Таким образом есть шанс собрать наиболее полную и полезную каждому правовую базу по каждой статье Конституции РФ. Всем спасибо.

0

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»